Театральное агентство «Комеди-АРТ» представит в Минске 13 октября премьеру спектакля «Любимая женщина министра». Постановка станет режиссерским дебютом актера Анатолия Гурьева и своеобразным дебютом для драматурга Дианы Балыко. Спектакль поставлен по первой пьесе автора «Мой собственный памятник».
Почему пьеса, написанная 5 лет назад, нашла свое воплощение на сцене только сейчас, и какая ее ждет творческая жизнь — об этом и другом в разговоре обозревателя «Белорусских новостей» с драматургом Дианой Балыко.
— Диана, если сравнивать твои другие работы с пьесой «Мой собственный памятник», то в чем, как тебе кажется ее главное отличие?
— Это, пожалуй, единственная моя пьеса, написанная в жанре фарса. Я люблю комедии. И писать, и смотреть. Хоть это и довольно сложный жанр. Но у меня получилась даже гротескная комедия. Я писала ее параллельно с уже известной по своим постановкам пьесой «Белый ангел с черными крыльями». Знаете, я как Вольтер, который раскладывал разные стопочки бумаг и потом время от времени к ним возвращался. Только у меня вместо стопочек разные файлы. Причем так странно сложилось, что «Белый ангел» успешно идет в театрах, а с этой пьесой как-то не заладилось. Т.е. сама по себе пьеса оказалась востребованной, но дальше этого дело не идет.
— Например?
— Пьесу перевели на французский язык и собирались ставить в одном из театров Парижа. Но пока отложили премьеру на неопределенный срок. Или, к примеру, в 2005 году мой сценарий на основе этой пьесы получил главный приз «Беларусьфильма» в конкурсе художественных фильмов в жанре комедии. Фильм пока так и не был снят. Хотя до истечения срока договора, который заключается на 5 лет, время еще есть. Но, честно говоря, для меня остается загадкой, как работают люди на киностудии. По договору, чтобы снять фильм, они должны искать режиссера, но они его не ищут. А когда я прихожу с режиссером, мне говорят: не с тем режиссером пришла. Как в компьютерной игре: новые условия при каждом новом уровне. Но когда закрываются одни двери, то я в них больше не стучу, а ищу другие, которые открыты. Это ведь не первая моя история с «Беларусьфильмом». Но спасибо им хотя бы за премии, которые они дают, так сказать, для поддержки штанов. Но, к сожалению, творческой реализации это не помогает.
— Давай вернемся к пьесе. Какая она?
— Она незамысловатая, очень веселая. Думаю, будет хорошо собирать кассу. В ней нет претензии на высокое искусство. Но практически каждый сможет узнать в ее героях себя. Т.к. это моя первая пьеса, то во время ее написания это был как бы своеобразный уход от журналистики в новое творчество — драматургию. Мне хотелось написать нечто иное, не основанное на документалистике, как при работе журналистом, когда я ходила с диктофоном и записывала разных людей. В этой пьесе все от начала до конца — сплошной вымысел, игры моего воображения. В ней нет чего-то гениального, это не шедевр. Она одновременно простая и сложная, как и вся наша жизнь. Но так странно получается, когда я пишу пьесы, которые собирают залы, меня обвиняют в дешевой литературе. А если человек пишет нечто высоко интеллектуальное, но посмотреть это приходит несколько эстетов, то начинают говорить: ну что это за драматургия такая, которую никто понять не может. Нет пророка в своем отечестве. Впрочем, каждый из нас зарабатывает тем, что умеет. Театральные критики — тем, что критикуют.
— Диана, как же все-таки случилось, что твоя первая пьеса после долгих мытарств, наконец, воплотится в спектакль «Любимая женщина министра»?
— Благодаря антрепренеру Антону Крайко. Он долго искал пьесу с двумя персонажами, которую можно за недорого купить. Можно, конечно, и у какого-нибудь французского драматурга права на постановку выкупить. Но я явно обойдусь дешевле. Кроме того, для антрепризы моя пьеса — максимально выгодная штука. В ней соблюдено триединство классического театра в чистом виде. Действие длится 1,5 часа в кабинете министра. Только два актера на сцене и минимум предметов интерьера.
То, что в итоге будет представлено 13 октября на сцене ДК Профсоюзов, для меня станет сюрпризом. Честно, я не была ни на одной репетиции. Но уверена, что зрители, которые придут на премьеру спектакля, не пожалеют. Шансы для того, чтобы быть хорошим спектаклем, у него есть все. Замечательные актеры Анатолий Гурьев и Ольга Сизова, я видела их в разных постановках, они мне нравятся. Мне кажется, если бы наши министры выглядели так, как Гурьев, мы бы жили в другой, намного лучшей стране.
К министру архитектуры и градостроительства приходит посетительница и требует, чтобы ей поставили памятник на главной площади города. Министр возмущен. Но дама не сумасшедшая. Она — бывшая любовница министра и собрала много компрометирующей его информации. Кажется, министр попал ловушку...
Это фарс, в котором автор задает вопрос каждому зрителю: «Как найти выход в безвыходной ситуации?»
Кстати, для этого актера это еще и режиссерский дебют. Он предложил, я согласилась. Знаю по себе, надо чтобы хотя бы один человек в тебя поверил. Когда-то ведь и я была дебютанткой. Мои пьесы никто не хотел брать. Приходишь в театр, там спрашивают: постановки есть? — Нет. — Приходи, когда будут. Если бы Валерий Анисенко (руководитель Театра белорусской драматургии. — Авт.) когда-то не взял мои пьесы, как он это сделал, возможно, никто бы меня как драматурга до сих пор не знал. Так что, думаю, моя первая пьеса и первый режиссерский опыт Анатолия Гурьева окажутся успешным симбиозом.