Джей Стивер: "Новая волна" - это ярмарка, на которой можно завести полезные знакомства".
14.10.2009 09:44
—
Новости Культуры
|
Личное дело № 6: Джей Стивер
О любви, о нашумевшем проекте "Фабрика звезд" и о латвийском шоу-бизнесе в авторской программе Алексея Вайткуна "Личное дело" рассказал латвийский поп-музыкант Джей Стивер. Полный вариант беседы слушайте тут Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Джей Стивер - это ваш творческий псевдоним. Почему вы предпочли его своему настоящему имени Янис Стибелис? Стивер - это фамилия моего дедушки. Я его знаю только по фотографиям и по рассказам своего отца. Этот человек своими руками построил дом, что говорит о его силе и работоспособности. Вы хотели быть на него похожим и поэтому выбрали этот псевдоним? Мне хотелось выразить дедушке свое уважение. На мой взгляд, фамилия Стибелис не так хорошо звучит, как псевдоним Стивер. На английском языке мое настоящее имя читается через букву "е", а эта буква произносится как буква "J" (джей). Не обиделись ли на вас Стибелисы после того, как вы взяли себе другое имя? Они поддержали мое решение и очень радовались за меня. Насколько мне известно, вы родились в музыкальной семье. Должно быть, вы с детства занимались музыкой? Моя мама может сыграть какую-либо мелодию на фортепьяно тремя пальцами. А мой отец замечательно играет на фортепьяно и на аккордеоне, поет тембром Козловского и всегда был душой вечеринок.В моей семье всегда царила праздничная атмосфера. Возвращаясь из школы, я за несколько километров мог предсказать, что в нашей квартире проходит музыкальный вечер. Окна дома были открыты - поэтому тенор моего отца доносился за несколько кварталов. Я всегда смотрел на отца как на очень открытого человека, который нравится всем. Я хотел быть похожим на него и мог еще в детском саду исполнить любую композицию. Я прочел, что в детстве вы увлекались спортом и мечтали о карьере хоккеиста? У меня было такое увлечение, но я понял, что музыкальную школу и хоккей невозможно объединить. Почему вы в конечном итоге поставили крест на спортивной карьере и начали профессионально заниматься музыкой? Это был ваш осознанный выбор? Мне, как мальчишке, очень нравился спорт и в, частности, хоккей. Я сидел дома, занимался музыкой, а за окном друзья звали меня поиграть с ними с футбол. Безусловно, на мой выбор повлияла и твердая рука мамы, которая заставляла меня играть на фортепьяно. Честно говоря, сначала мне не нравилось ходить в музыкальную школу. Я помню несколько забавных случаев из детства. Однажды я прокатился на портфеле несколько раз с горочки и сильно промочил ноты. В тот день мне досталось... Не лишила ли вас музыка детства? У меня было детство, а музыка всегда шла мне в руки сама по себе. Безусловно, мне хотелось сбегать с ребятами на речку или покататься на велосипеде, но приходилось усердно трудиться, и вот результат. Какие темы вы поднимаете в своих композициях? О чем ваше творчество? Мои песни пропитаны темой любви, ведь детство прошло в маленьком старом городке, в котором было девять холмов и два озера. Это городок со своей романтической атмосферой. Каждый день я прогуливался вдоль берега озера и наблюдал за изменением природы, наблюдал за людьми, за отношениями… Я абсолютный романтик, о чем не стесняюсь говорить и петь. Что же до творчества, то я все делаю самостоятельно: пишу музыку и тексты, занимаюсь аранжировками и продюсированием. С Раймондом Паулсом у нас было долгое и достаточно продуктивное сотрудничество. Была записана замечательная песня, которая вошла в мой альбом "Любовь настала" и стала очень популярной. Кстати, о маэстро… Что на ваш взгляд так цепляет слушателей в песнях Раймонда Паулса? Я не могу ответить за всех слушателей - поэтому выскажу исключительно свое мнение. Меня, прежде всего, трогает мелодия его композиций. У этого человека поистине гениальные мелодии. Уверен, что если бы Раймонд Паулс родился в Англии или в Америке, то он сейчас снискал популярность на уровне Вебера. Вы пишете музыку и стихи для своих композиций. Что нужно для того, чтобы та или иная композиция стала хитом? Иногда мне не дает уснуть ощущение того, что завтра появится на свет новый хит. Случаются и противоположные случаи, когда я даже и предположить не могу, что это песня "выстрелит". А какие факторы должны слиться воедино, чтобы та или иная песня "выстрелила"? Я поклонник старой школы, когда человек мог взять в руки гитару и сыграть красивую мелодию с проницательным текстом. А когда тебе в следующий раз уже начинают подпевать - значит, это хит. Скажите, а на какие эксперименты вы готовы в творчестве? Границы моего жанра основаны на той музыке, которую я люблю с детства. Мои корни в джазе, в классической музыке и в соул-музыке. Безусловно, в современном мире я не мог никуда убежать от поп-музыки - поэтому иногда я работаю и в этом направлении. Очень важно суметь сохранить свой стиль даже если ты имеешь дело с "попсой". Необходимо найти компромисс между творчеством и коммерческой стороной. Летом я написал песню "Я только улыбаюсь" и очень угадал со временем выхода композиции. Эта песня вышла на первое место в латвийском чарте и ее активно скачивали в Сети. А вы учились ли вы музыке профессионально? Я учился музыке профессионально. Сложно поверить, но я хоровой дирижер со степенью бакалавра. Затем я поступил на вокальное отделение Голливудского музыкального института в США, потому что классическая музыка меня также всегда увлекала. Что вам дала учеба в этом учебном заведении? На мой взгляд, нет плохих учителей - есть плохие студенты. Любые вещи, которые расширяют твой кругозор, оставляют след в творчестве - полезны. Это опыт, который, как известно, не может быть негативным. Все, что тебя развивает - позитивно. Так что учеба в США позволила мне узнать себя с какой-то новой стороны. А за что, на ваш взгляд, вас любят слушатели? Я стараюсь вокруг себя создавать позитивную ауру и писать такие же песни. Недавно я написал композицию о стакане молока, в которой можно заметить некую философскую составляющую. Наша планета стремительно загрязняется, люди питаются непонятными продуктами, вокруг происходят сплошные кризисы, позитива в жизни все меньше. Да и сама жизнь сейчас стала вредной. Помните выражение "молоко за вредность"? Так вот, я предлагаю каждый день выпивать по стакану молока с надеждой на то, что это как-то поможет всем нам. А стакан молока - это в данном случае символический стакан позитива, которым я хочу "напоить" всех. Насколько мне известно, вы изначально работали в мужском коллективе? Да, у нас был сугубо мужской коллектив, который из boy-бэнда постепенно превратился в соул-бэнд. Группа такого типа была абсолютно нетипичной для Латвии. Мы пели только на английском. На мой взгляд, исполнять все песни на английском языке - это не совсем правильно. Возможно, кто-то и понимает все англоязычные композиции, но таких людей не больше десяти процентов. В основном люди слушают мелодию англоязычных песен, а не слова. Так что работав группе стала той самой ступенькой, которая постепенно привела меня к сольной картере. Если мне не изменяет память, то была и еще одна ступенька. Несколько лет вы работали бэк-вокалистом у Лаймы Вайкуле? В 1998 году я приехал из Америки и создал мальчишескую группу "Shake&Bake". По воле судьбы я встретился с Лаймой, ей понравился мой вокал, и она предложила мне сотрудничество. Сначала я помогал ей распеваться, а потом она послушала мои записи и после этого предложила мне заняться ее бэк-вокальными аранжировками. В 2002 году с очень хорошими рекомендациям от Лаймы меня прослушал Раймонд Паулс. В то время я уже начинал нарабатывать практику и выходить на сцену с сольными номерами. Расскажите немного о Лайме. Она требовательный человек? Лайма требовательна. С ней работать сложно, легко и приятно одновременно. Лайма Вайкуле очень приятный человек, который дипломатично указывает на твои недочеты. Если ей что-нибудь не нравится, она этого не скажет, а просто спросит: "Что можешь предложить еще?" Эта женщина ценит новые идеи и подходы. Лайма, безусловно, это часть латвийского шоу-бизнеса. А какой он, латвийский шоу-бизнес? В Латвии нет многомиллионной аудитории и очень громких музыкальных проектов. Мы стараемся ориентироваться на экспорт своего шоу-бизнеса, как это делают финны и шведы. В Латвии шоу-бизнес немного разделен: одни артисты хотят попасть на западный рынок, другие грезят об Эстонии и о балтийском рынке, третьи стремятся выйти на российский рынок. В Латвии много талантливых молодых артистов - поэтому конкуренция очень серьезная. Для того чтобы протолкнуться, необходимо везение. Многие говорят, что дело в количестве денег, но не уверен. Ты, конечно, можешь купить эфиры на телевидении, сделать потрясающие клипы, но народ не купишь за бумажки. Ты сможешь продержаться на плаву не больше года, а потом все вернется на круги своя. Деньги нужны для выполнения исключительно технических моментов, но в глобальных рамках они не имеют огромного значения. Надо работать, надо творить, надо отдавать любимому делу всего себя - тогда и будет результат. А поддерживает ли латвийское государство молодых исполнителей? Скажем, в Беларуси есть обязательный лимит национальной музыки на радио - 75%. Ваши исполнители должны быть благодарны за такую поддержку. Правда, уверен, что и музыка должна быть быть качественной, а то на радио будут лезть все, кому не лень. В Риге есть разные радиостанции, но есть станции, которые "крутят" только латышей. Кстати, а как сами латыши относятся к своим поп-исполнителям? Если человек стремится создать качественную музыку и нести ее в массы, то в Латвии его обязательно заметят. Безусловно, у нас, как и во всем мире, есть некачественная музыка. Но враг всему некачественному - время. Как правило, исполнители и группы-однодневки долго не живут. А вы можете назвать свою музыку качественной? Самый большой критик для меня - это я сам. Я всегда пою живьем - поэтому могу назвать свою музыку качественной. Если я не уверен в себе, тогда я просто не выхожу на сцену. Как в латышской поп-среде относятся к таким проектам, как "Фабрика звезд", "Новая волна", "Евровидение"? К таким проектам, как "Фабрика звезд", в Латвии относятся не совсем хорошо. Нельзя создать звезду на фабрике. Ведь ты не сможешь создать хоккеиста, который будет играть на мировом уровне после участия в каком-то проекте. Он должен сначала поиграть в местной команде, потом попасть в сборную, поехать на чемпионат... Тоже самое и в музыке. Понятия "шоу-бизнес" и "музыка" далеко не всегда являются синонимами. Вы участвовали в "Новой волне-2002" и заняли на этом конкурсе третье место. Помог ли вам чем-либо этот проект? Это достойный опыт, а сам конкурс был для меня ярмаркой, на которой можно было завести полезные знакомства. Но и на этом конкурсе ты смог проявить себя, показать чего стоишь. Скажи, а можно это понять, прослушав все твои шесть альбомов? По моим альбомам действительно можно проследить, как я росту в творчестве. Ведь музыканта и его творчество можно сравнить с вином или хорошим коньяком, который со временем созревает, становится богаче. За последние несколько лет я побывал с гастролями во многих странах и познакомился с интересными людьми, я стал более опытен и это, безусловно, отражается на творчестве с каждым годом. Я меняюсь, развиваюсь… Например, последний англоязычный альбом был записан в Лондоне. Я жил в этом городе около полугода. В течение этого времени я встретился со многими людьми, каждый из которых оставил какой-то след в моей жизни, душе... И это, конечно, отразилось и на альбоме, это слышно в музыкальных красках, но, как известно, нет предела совершенству. Будут новые события, люди, будет новая музыка и новые альбомы. Вопросы слушателей: Джей, какие у вас впечатления от Беларуси и от жителей нашей страны? У меня сложились очень приятные впечатления о Минске. Мне очень понравилась, что в вашем городе чисто. Знаю, что все это отмечают, но не все понимают, как это важно. Ведь чистота в жизни и помыслах начинается с чистоты вокруг. Посмотришь на то, что кругом чисто, и хочется тут же сделать и себя чище, говорить людям хорошие слова, совершать еще больше позитивных поступков. Это здорово. Кто для вас является авторитетом в творчестве? У меня есть несколько любимых исполнителей, композиторов и авторов. Мне очень нравится музыка Раймонда Паулса и творчество Юрия Антонова. В советские времена мне очень нравился старый состав группы "А-студио". Из западной музыки мне нравится все, что связано с классическим джазом: начиная с Фрэнка Синатры и заканчивая Дюком Эллингтоном. Мелодии и слова группы "Битлз" актуальны и сегодня. На самом деле очень много исполнителей, у которых сегодня есть чему поучиться. Чем вы еще увлекаетесь, кроме музыки? Я играю в настольный теннис, не прочь партии в бильярд. Очень люблю съездить с друзьями на рыбалку. Моя профессия связана с клубами, но в них я не отдыхаю и всегда предпочту последним отдых на природе. Занято ли ваше сердце? Что вы цените в женщине больше всего? Сердце мое на данный момент занято. Правда, жизнь - это такая штука, в которой никогда не стоит говорить никогда. Мне нравятся женщины, которые могут за себя постоять. И последний вопрос. Скажите, в чем для вас смысл жизни и творчества? Мне очень сложно говорить о смысле жизни. Многие мудрые люди пытались ответить на этот вопрос, но им это так и не удалось. Только после шести альбомов я понял истину, о которой мне говорил Раймонд Паулс еще десять лет назад. Цель артиста - быть на сцене ради зрителя, а не ради себя самого. И об этом я стараюсь не забывать… Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Личное дело № 6: Джей Стивер О любви, о нашумевшем проекте "Фабрика звезд" и о латвийском шоу-бизнесе в авторской программе Алексея Вайткуна "Личное дело" рассказал латвийский поп-музыкант Джей Стивер. Полный вариант беседы слушайте тут Джей Стивер - это ваш творческий псевдоним. Почему вы предпочли его своему настоящему имени Янис Стибелис?
|
|