Несколько лет назад к директору Могилевского областного художественного музея им. Павла Масленикова Александру Хохрякову пришел посетитель. «Тут у меня икона есть, — произнес он, — посмотрите, может, купите для экспозиции». Икону оставил в музее — для того, чтобы ее изучили специалисты. Когда Хохряков увидел, что перед ним лик Белыничской Божьей Матери, то у него аж дух захватило от волнения. Хотя продавец цены не называл, Александр Борисович ориентировочно представлял, сколько может стоить этот раритет: около 15 тысяч долларов как минимум. Сумма для музея астрономическая. Вот и отправился директор к богатым людям Могилева с протянутой рукой — просил помочь выкупить редкую икону для музея. Но просьбу его все проигнорировали... Тем временем в кабинете Хохрякова вновь объявился продавец. И огласил смехотворную сумму, которую хотел получить в обмен на редкость — 300 долларов. Эту сумму быстренько собрали и без помощи бизнесменов. Деньги на покупку дали тогдашние председатель Могилевского облисполкома Борис Батура и его заместитель Анатолий Глаз, Михаил Дорошков, возглавлявший областное управление культуры, и сам Хохряков. Также в сборе средств приняли участие и музейные работники, которым очень хотелось, чтобы икона оказалась в фондах их учреждения. Сегодня после реставрации икону может увидеть любой желающий. Речь, правда, идет не об оригинале (он утерян) — об одном из списков. Но списке весьма редком и древнем, датируемым началом XVIII века.
О самом появлении иконы Белыничской Божьей Матери в Беларуси есть очень красивая легенда, по которой дело было так. В 1240 году, когда хан Батый захватил Киев, несколько монахов, спасая свою жизнь, взяли с собой старинную византийскую икону и сначала по Днепру, а потом по Друти приплыли к высокой горе, покрытой лесом. На этой возвышенности монахи основали монастырь с православной церковью святого пророка Ильи. От иконы ночью исходило свечение, что позволило монахам укрепиться надеждой на лучшее будущее. Тогда, по преданию, настали для святых отцов ясные дни и светлые (или белые) ночи. Через какое–то время начали совершаться чудеса. Прослышав об этом, монастырь стали посещать паломники, некоторые из них поселились вблизи храмового комплекса. Со временем это селение получило название Белы Ночи, или Белыничи. Слава об иконе Белыничской Божьей Матери распространялась на протяжении нескольких столетий. Причем интересно: образ этот одинаково почитался как православными, так и католиками. Современники по значимости сравнивали его с главной польской святыней — иконой Ченстоховской Богоматери. Известно, что в конце XIX века на поклон к чудотворному образу ежегодно приходили 10 тысяч паломников. Впрочем, это уже относительно недавние события. А гораздо раньше икона не по своей воле несколько раз меняла место «прописки». В 1635 году в Белыничах случился пожар. Сгорел и храм, где находилась икона, которую, чтобы спасти от огня, вынесли на улицу. И... образ пропал. А через какое–то время вновь появился в костеле кармелитов, по–прежнему продолжая творить чудеса. Значимость иконы лишний раз подтверждает ее коронование в Риме Папой Иннокентием XI в 1685 году.
Судьба оригинала образа (есть предположение, будто его привезла на Русь из Византии Софья Палеолог) неизвестна. Есть несколько предположений о месте нынешнего местонахождения чудотворной иконы. По одной версии, она хранится где–то в запасниках одного из российских музеев. По другой, пройдя через множество рук, оказалась в Ватикане. Впрочем, белыничские краеведы не исключают и того, что образ остался в нынешнем райцентре. Из поколения в поколение передается местными жителями весьма любопытное предание. Якобы в тот момент, когда шла экспроприация церковных ценностей, один священник подменил оригинал на копию. Истинный образ он спрятал в белыничских подземельях. И сейчас икона находится где–то под землей...
Конечно, выставочный зал не то место, где икона творит чудеса — обычно такие вещи происходят в храме. Но работники музея считают, что Белыничская Божья Матерь им все–таки помогла. Долго и трудно шел подбор материалов для постоянной выставки «Захаваная спадчына». Но стоило только приобрести образ, как экспонаты стали появляться почти как из рога изобилия...
Явление образаЖемчужины из коллекцииНесколько лет назад к директору Могилевского областного художественного музея им. Павла Масленикова Александру Хохрякову пришел посетитель. «Тут у...