Михаил ФИНБЕРГ: «Провинция -- это колоссальная подпитка для города». 21.by

Михаил ФИНБЕРГ: «Провинция -- это колоссальная подпитка для города»

06.01.2010 01:00 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Михаил ФинбергПочему руководитель прославленного музыкального коллектива доверяет серьезную музыку только жителям малых городов?

В Беларуси есть только один Маэстро. И это руководитель заслуженного коллектива, Национального концертного оркестра Республики Беларусь Михаил Финберг. На протяжении многих лет он вместе со своими музыкантами дарит жителям нашей страны возможность постичь глубину и тайну шедевров мировой музыки, открыть для себя все своеобразие белорусской музыкальной культуры прошлых веков.

-- Михаил Яковлевич, что человеку нужно для счастья?
-- Для счастья человеку нужно... счастье. Он должен быть в первую очередь здоров, у него должна быть любимая работа, хорошие отношения в семье, а главное, чтобы устраивало то окружение, в котором он находится.
-- Какой последний добрый поступок вы совершили?
-- Не слежу за своими поступками, но, по крайней мере, стараюсь быть внимательным к людям, которые заболели или им, не дай Бог, сейчас трудно. Наш коллектив построен на взаимоуважении и взаимоподдержке. Все мы -- живые люди, и всякое бывает. Многие члены нашего коллектива еще учатся, кто-то уже имеет свои семьи. Поэтому стараюсь помогать каждому музыканту не только в профессиональном плане, но и в личном.
-- При принятии решения о зачислении на работу в ваш коллектив музыканта, какие его качества играют решающую роль -- личные или профессиональные?
-- Во-первых, не я лично принимаю такое ответственное решение, а художественный совет. Для меня же самое главное, чтоб это был профессионал, который любит свой инструмент и любит свою страну.
-- Сколько раз в жизни человек может поступиться своими принципами?
-- Самый страшный человек для меня -- предатель, поэтому я с ними не работаю. Предал -- до свидания, до конца моей жизни. Это касается как профессиональной, так и личной сферы.
-- Вы входите в Комитет по Государственным премиям Республики Беларусь, часто ли вам приходится отстаивать свою точку зрения и кого бы вы никогда не наградили?
-- С уважением отношусь к чужому мнению, мнению членов совета и тех организаций, которые выдвигают кандидатов на премию. Но финальную точку в этом вопросе ставит Президент. И иногда его мнение может не совпадать с мнением нашего комитета. И это очень хорошо. Потому что требования к получению столь высокой премии очень высокие. Для меня настоящий деятель искусства -- человек, который, во-первых, профессионал высокого класса и имеет соответствующее образование, а во-вторых, может вносить в искусство нечто новое и не идет по протоптанным тропам.
-- Михаил Яковлевич, почему современная эстрадная музыка оставляет желать лучшего, ее много ругают, но при этом «попсовые» исполнители собирают большие залы, принося своим продюсерам огромные деньги?
-- А разве у современных слушателей есть альтернатива? Вы часто слышите по радио или по телевизору другие музыкальные направления, скажем, джаз или классическую музыку? Нет. Поэтому редко смотрю телевизор, а если уж приходится, то постоянно вынужден переключать каналы. Современные песни напоминают мне ярких бабочек, которые живут всего один день, собственно говоря, на это время они и рассчитаны. Не говоря уже о том, что их создатели принимают в расчет только несформированные, неокрепшие в музыкальном плане вкусы молодежи, а если человеку уже 40, 50 лет? Что ему слушать?
Шоу-бизнес на то он и ШОУ-бизнес, чтобы не иметь к музыке никакого отношения. Здесь главное правило -- будь понахрапистее, тогда прорвешься. Вот и лезут новоявленные «звезды» на радио, телевидение, страницы газет и журналов. А человек, который поспокойнее, который целиком предан своей профессии, музыке -- его не видно и не слышно. Он работает над собой, над повышением своего профессионального мастерства. Но этих музыкантов, исполнителей, естественно, никто не пригласит на телевидение. Потому что они не идут на компромиссы, не дружат с «нужными» людьми. Они скромные люди, им этого не надо.
-- А может ли у нас когда-нибудь сложиться ситуация, как на западном музыкальном рынке, где петь под фонограмму -- подсудное дело?
-- Боюсь, что мы уже никогда не отучим наших артистов петь без фонограммы, потому что все их «творчество» поставлено на поток, за который они получают приличные деньги, а вживую спеть серию концертов -- кишка тонка. 90 процентов современных вокалистов эстрадного жанра этого сделать не сумеют. Одно позирование перед камерами. Почему они не едут ни на один престижный профессиональный музыкальный конкурс, если они такие звезды? Задумывались когда-нибудь? Потому что там нужно петь вживую, не выезжать за счет спецэффектов и балета, а действительно захватить зал своим голосом, поразить слушателей глубоким смыслом своей песни.
-- Выступления вашего оркестра чаще всего проходят в малых городах, но столица ведь куда прибыльнее в этом плане...
-- Там живут очень сосредоточенные, жаждущие знаний, культурные и интеллигентные люди. Их внешний вид не соответствует их внутренней интеллигентности. Может они одеты не так богато, зато их главное богатство -- внутри. И большим городам нужно многому учиться от них. Провинция -- это колоссальная подпитка для города. У нашего оркестра все концерты аншлаговые, где бы они ни проходили, но более серьезную музыку всегда привожу в маленькие города.
-- Вы вместе с оркестром часто выступали за границей, многие страны мира были бы счастливы, чтобы вы творили на их земле. Никогда не возникало соблазна уехать?
-- Я никогда не уеду из Беларуси! Мой папа родился в начале ХХ века в маленькой деревеньке под Мозырем, а сам я вырос в Мозыре. И лучшей страны для меня нет. «Кожная сцежка -- родная». Люблю белорусский язык, музыку, уважаю и ценю белорусский народ. Наша страна самая миролюбивая и самая музыкальная. Вы не представляете, как красиво наш народ поет, сколько у нас музыкантов мирового уровня живут и работают. А те, кто уезжает, -- мне их жалко, они и сами потом об этом жалеют. Никто из них счастья там так и не нашел. Я много путешествовал, и, поверьте, это не пустые слова: если вам будет плохо, никто там и стакан воды просто так не подаст. А наш народ добрый и бескорыстный, особенно в провинции. Мы должны гордиться своими людьми. Я ведь непросто так назвал белорусский народ самым музыкальным. Знаете ли вы, что в музыкальном плане мы раньше были первыми в Европе по многим направлениям? Что известный композитор Шопен многому учился у талантливых композиторов и музыкантов из рода Радзивиллов. Да и Гайдн, Гендель, Глюк были хорошо знакомы и ощутили на своем творчестве влияние наших музыкальных направлений. Об этом мало вспоминают только потому, что в те времена наша страна еще не носила название Беларусь, а входила в состав Речи Посполитой, позже -- Российской империи. И территории наши назывались то польскими, то русскими.
-- Михаил Яковлевич, что для вас значит слово «патриотизм»?
-- Это гордость, уважение и благодарность к той стране, в которой вырос, в которой творишь и будешь умирать. Рад, что у нас растет молодежь, которая действительно любит свою страну.
-- В каком направлении будет двигаться музыкальная культура?
-- Сегодня люди перестали учиться музыке, но без специального образования ее не понять. Сочинительство на компьютере привело к тому, что появилось много бездарностей, не имеющих своего лица. А лицо, личность -- это основа основ искусства, да и любой сферы. Нельзя подписываться словами композитор, артист, звезда, если даже не знаешь нотной азбуки. С одной стороны, новая музыкальная культура будет проще. Но с другой, она будет усложняться, потому что поиск новых форм самовыражения -- непрерывный процесс. Нужно слушать хорошую музыку, возвращаться назад, чтобы двигаться вперед.
-- Чем планируете удивить в наступившем году?
-- Каждый день, месяц у нас полностью расписан. Самыми яркими, думаю, должны стать XXI Международный джазовый фестиваль в Минске, III фестиваль «Шлягеры на все времена», в котором будут специальные программы, посвященные 115-летию со дня рождения Леонида Утесова, 25-летию памяти Майи Кристалинской, 100-летию со дня рождения Эдди Рознера, а также «Песни-шлягеры любимого кино». Кроме того, будем продолжать плодотворно работать с маленькими городами Беларуси. В новом году пройдут юбилейные фестивали «Музы Несвижа» и «Заславль-2010», музыкальный фестиваль в Турове и т. д. Я очень дорожу нашими творческими показателями.
-- Михаил Яковлевич, какую вещь вы считаете самой дорогой для себя?
-- Мой оркестр. У меня строгая дисциплина: никаких вредных привычек, опозданий. Все должны работать собранно, слаженно, на общее дело родной Беларуси!
Арина САНДОВИЧ, «БН».
Фото из архива Национального концертного оркестра Республики Беларусь. 

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Почему руководитель прославленного музыкального коллектива доверяет серьезную музыку только жителям малых городов?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика