Год начался, продолжается и литература и даже пытается перетянуть на себя одеяло внимания почтенной публики, приученной к духовной пище переработанной и концентрированной. В Германии, например, 1 апреля в одном книжном магазине готовится презентация книги, во время которой покупатели должны будут раздеться. Причем не метафорично, а догола. Действо вроде как оправданно, ведь книга рассказывает об истории нудизма в ГДР...
Впрочем, есть более благородные способы привлечь внимание. Скажем, премии. В начале каждого года издатели спешат выбросить на рынок книги «свежих» лауреатов, пока люди их не забыли. Хотя ежику понятно, что никакая премия, даже Нобелевская, не является божественным знаком вхождения в вечность. Это всего лишь отражение вкусов людей, эпохи, игра амбиций, в том числе политических. Главная премия для писателя — это когда его книги читают и перечитывают, и довольно часто эта награда находит героя посмертно. Поэтому конкурсы, где не делят большие деньги и большую славу, пускай они и локальны, но все же содержат свою прелесть. Недавно у нас завершился фестиваль одного рождественского стихотворения: в музее Янки Купалы его лауреатами читались стихи о Дедах Морозах, елочках, ангелах, салатах «Оливье», забрызганных слякотью сапогах, грустной судьбе кабанчика и тоске о «голубых огоньках»... От лирики до стеба, от арии до рэпа... Конечно, искусство стихосложения далеко ушло от силлабо–тонических виршей летописной эпохи, но, поверьте, и в то время были произведения, воспринимавшиеся как неслыханное новаторство, а кое–кем из ретроградов, наверное, как кощунство.
Впрочем, произведения Кирилла Туровского, родившегося 880 лет назад, изначально трактовались как проповеди. Вообще, в этом году круглые даты у многих знаковых личностей нашей культуры: 540–летие Миколы Гусовского, автора «Песни о зубре», 520–летие первопечатника Франциска Скорины, 170–летие Франтишка Богушевича... И 80–летие Владимира Короткевича отметим с вами непременно! Ведь его по–прежнему читают и перечитывают, хотя премии и звания при его жизни получали совсем другие писатели, иные напрочь сегодня забыты.
Хотя, как оказалось, мировую известность получают даже такие книги, которых никто никогда не читал. Таким «чудом» обладала создательница «Овода» писательница Этель Лилиан Войнич. Ее муж, антиквар, как–то приобрел в иезуитской школе под Римом рукопись странной книги с картинками. Похоже было на средневековый трактат о травах, написанный вроде как на латыни... Вот только до сих пор никто не понял, на каком языке книга написана и где растут изображенные там травы — на Земле пока таких не обнаружили. И для чего автор рисовал меж трав и деревьев обнаженных дам, и вообще, с какой целью эта книга появилась на свет?..
Хотя история литературы знает немало вымышленных энциклопедий, создаваемых для удовольствия либо мистификации, вплоть до «Энциклопедии вымышленных непристойностей» Макса Фрая. Писатель из Гомеля Сергей Балахонов написал целый цикл очень остроумных, демонстрирующих великолепное знание белорусской истории «статей» о вымышленных персонажах. Вроде писательницы Велеславы Менской, с которой якобы беседовал в Киеве Шота Руставели, или белорусских единорогов, на которых охотились наши предки, и Микола Гусовский даже сочинил «Песнь о единороге», рукопись которой бесследно исчезла из библиотеки Ватикана.
Сегодня, когда весь мир, от младенцев до деловых взрослых, занят эскапизмом, побегом от жестокой и однообразной действительности, путеводители по мирам компьютерных игр и фэнтези плодятся просто с неприличной скоростью. Наверное, так когда–то путешествовал по картам незабвенный жюльверновский Паганель... Впрочем, впервые отправившись в реальное путешествие, он перепутал Австралию и Южную Америку, а испанский язык с португальским.
Боюсь, литературная карта Беларуси для многих соотечественников тоже остается сплошным белым пятном... Поэтому напоминаю, что в этом году День белорусской письменности пройдет в Хойниках, на Полесье, которое вдохновляло не только наших писателей.
А в пушкинском музее–заповеднике «Михайловское» открылась литературно–художественная выставка Государственного музея истории белорусской литературы, называется она тоже вполне литературно — «Сквозь даль столетий». Жаль, что в заповеднике не работает Сергей Довлатов, который непременно оставил бы воспоминания и об этом событии.
А в прошедшем году в Болгарии состоялась кампания «Большое чтение»... Надеюсь, в этом году большое чтение состоится для каждого из нас.
Год начался, продолжается и литература и даже пытается перетянуть на себя одеяло внимания почтенной публики, приученной к духовной пище переработанной и концентрированной...