Недавно я принимал участие в голосовании портала experty.by в качестве независимого эксперта. Для этого нужно было отслушать аж 60 альбомов. Да, уважаемый читатель, и это только то, что выходит официально. Мой выбор многим показался довольно неожиданным. Первое место в моем личном рейтинге заняла могилевская группа «Сердце дурака». Действительно, странное решение, на первый взгляд. Группа играет в стиле, близком к традиционному року, известному с девяностых годов как русский. То есть многие критики справедливо полагают, что это нечто устаревшее по определению. Более того, там есть песня с названием «Рок–н–ролла не будет» — вопрос тоже, как известно, уже давно перестали обсуждать. «Рок–н–ролл мертв», — выступил однажды Борис Борисович Гребенщиков, закрыв тему. Мое решение выглядит тем более неразумным, так как я повсеместно считаюсь авангардистом и музыкальной форме уделяю большое внимание. И своим выбором загоняю себя в логический и статусный тупик.
Стоит напомнить, что в прошлом году было несколько общепризнанных открытий. Выстрелила группа The Toobes, «Ляпис Трубецкой» выпустил «Культпросвет», группа «Петля пристрастия» со своим прекрасным постпанковским альбомом «Всем доволен!» переворачивает сознание московских меломанов... А здесь — русский рок.
Все альбомы, которые я только что перечислил, имеют сумму слагаемых, благодаря которым они привлекают внимание, «цепляют» слушателя. Те же The Toobes играют с первобытной агрессией, атакуя слушателя с первых же тактов. Есть чем плениться. Задуматься почти невозможно.
В альбоме «Децтво» очевидных аттракционов нет. Просто сыграна музыка, которая подчеркивает смысл высказывания, использованы средства, которые призваны подчеркнуть главное — текст.
И здесь все упирается в фигуру солиста — одареннейшего поэта Тимофея Яровикова. Как можно объяснить, почему человек талантлив? Очень просто. Тексты Тимофея содержат лавину образов, которые с точки зрения технологии создания стихов остались для меня непонятными. Ну, например, «наши крылья держит добрый ветер. В остальном виновны мы с тобой». Как это сделано? Неизвестно. Это чистый звенящий металл поэзии. Я чувствую здесь ту высшую непросчитанность, которая и есть талант.
Еще один парадокс. Мне за долгое время впервые понравилось почти полное отсутствие самоиронии. Чистый оголенный нерв. И практически всегда интонационно оправданный. Конечно, здесь есть свои перехлесты — такие «сильные» строки, как «хоть душу в клочья порви», балансируют на грани. Но тут же возникает откуда–то «на девичьих лицах цветет хохлома» и выравнивает текст.
Альбом писался несколько лет. По словам лидера группы, многие из песен он написал очень давно и немного устал. Но у меня ощущение, что это только пошло на пользу. Альбом стал цельным и внутренне зрелым. Было время проследить взаимосвязи, найти внутреннюю логику расположения песен на диске. Чувствуется, что композиции естественно продолжают друг друга. В результате чего очень многое, больше, чем кажется с первого взгляда, сделано сознательно. Особенно цельной и выстроенной выглядит центральная часть альбома. Песня «Пропасть» эмоционально поддерживается композициями «Раздражает» и «Поцелуи». Несколько выпадает (написанная и записанная, правда, другой группой) песня «Деревья». Но думаю, у нас просто разные взгляды на эту песню, и она не находит у меня отклика. Так тоже бывает.
Детство, как говорит Тимофей, это не тема альбома, а, скорее, объект осмысления. Таким образом название подсказывает нам еще один ракурс, еще одну возможность прочтения творчества коллектива. Но интересно, что даже самые интуитивные тексты Яровикова, такие как «21–й в полыни», абсолютно не производят случайного впечатления. Они сделаны очень точно. Это раскованная точность поэтического образа. Которая приобретает объем и тяжесть новой, неведомой прежде реальности.
Попадая в которую, я точно знаю, что в своей оценке оказался абсолютно прав.
Мой неизбежный выбор«Сердце дурака» «Децтво» (14 треков)СD–обзор ушами Сергея Пукста«Сердце дурака» «Децтво» (14 треков)Недавно я принимал участие в голосовании портала experty.by в качестве...