Деревня без гармони, что вдова…. 21.by

Деревня без гармони, что вдова…

13.03.2010 01:00 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Кто возьмется возродить славу Николая Судника? Почему не осталось мастеров-музыкантов, знающих толк в подлинном народном инструменте?

...Колючая морозная ночь. Отец возился у печи. Усталость незаметно подкралась легкой дремой. Вдруг дом наполнился звуками. Я открыл глаза. Отец сидел на стуле и держал в руках старую гармонь. Пальцы осторожно, затем смелее и смелее забегали по клавишам, подбирая знакомый мотив. Мелодия окрепла и легко полилась, заполняя собой все пространство. Отец играл, его лицо озарила счастливая улыбка. Он был далеко, вероятно, в своем послевоенном детстве, где гармонь была единственным лучиком радости и надежды.

И подумалось тогда, что очень мало написано о прекрасном народном инструменте, который согревает душу и делает человека добрее, о мастерах -- первых создателях белорусской гармони.
Инструменты белорусских мастеров -- часть духовного наследия нашего народа, его гордость. Признанные музыканты и энтузиасты возрождения гармоней -- Д. Д. Ровенский и М. И. Слизкий -- в течение многих лет собирают мастеровые гармони. Эти коллекции составляют золотой музыкальный фонд нации. Аналогичная коллекция профессора А. Мирека в России находится под эгидой ЮНЕСКО.
Во второй половине ХIХ века на белорусских свадьбах и вечеринках звучали традиционные народные инструменты: дуда, скрипка, цимбалы и бубен. Гармонь же получила широкое распространение сначала в Витебской и Могилевской губерниях. Инструменты завозились отставными солдатами и отходниками, которые возвращались домой с текстильных фабрик Москвы и Петербурга, с заводов Урала и Донбаса.
Уже в начале ХХ века гармонь стала постепенно вытеснять традиционные народные инструменты. Наибольшую же популярность она приобрела в 30--40-е годы. В каждой деревне было несколько гармонистов. Деревня без гармони, что вдова, говорили в народе. Гармонь звучала на праздниках, вечеринках, проводах в армию.
На свадьбах и «вечорках» от Молодечно до Докшиц еще в 50-е годы ХХ века можно было встретить необычные ослепительно-белые с переливами, высокие (около 50 см) и узкие инструменты с квадратными клавишами. На красивой решетке надпись «Судник».
Николай Петрович Судник родился в 1901 году в деревне Судники Молодечненского повета. Любовь к музыке мальчику привил дед, который прекрасно играл на скрипке. Будущий мастер имел только 4 класса образования. Самостоятельно научился играть на гармони и баяне, а первую гармонь сделал в 14 лет.
Мастера-кустари на первом этапе копировали завозные фабричные инструменты, овладевали тонкостями ремесла. Постепенно они стали привносить в производство гармоней новые элементы конструкции, декора и голосового звучания в соответствии с местной песенной традицией.
Мастеровые гармони по своим звуковым характеристикам превосходят фабричные экземпляры. Они самые звонкие. Корпус мастеровых гармоней изготавливали, как правило, из ольхи. Мастер мог из 20 деревьев выбрать одно -- самое певучее. Ударял обушком топора и слушал, выбирал по едва уловимым, известным ему признакам. Заготовки корпуса лежали не менее десяти лет, высушивались, обдувались ветрами, набирали шелест трав, пение птиц.
Но самое главное -- это частица тепла души мастера, которая оживляет инструмент, создает гармонию. Нет одинаковых гармоней даже у одного мастера. Гармонист Емельян Бобков  из деревни Хальч Ветковского района замечал, «что гармони бывают разные -- плакучие и певучие. В зависимости от состояния души и характера мастера. Пенье птиц, шелест листвы, шум дождя нужно собрать воедино и воплотить в инструменте, вложив душу. Плохой, злой человек не в состоянии свести все лучшее, чем наделил Бог и природа человека в гармонию. Деньги -- это тьма. Тот, кто делает гармони только ради денег, ничего не добьется».
Дочь Николая Петровича Судника вспоминала, что он привез с войны много трофейных частей для баянов и гармошек. Играл на свадьбах. Считалось за честь, если на свадьбе или другом торжестве играют братья Судники. После войны семья обосновалась в Молодечно. Николай Судник пошел работать в артель «Чырвоны партызан», где ремонтировали примусы, фонарики, часы и делали гармони. Тогда появились у него ученики. Первые годы в артели не платили зарплаты, семья жила на средства от продажи инструментов.
Мастера-кустари изготавливали гармони на дому. Иногда наиболее именитые привлекали учеников. Некоторые секреты, производство голосовых планок мастером хранились в строжайшей тайне. Существовала конкуренция. Наиболее сложную задачу -- наклепать голоса -- делал сам мастер. Ученики собирали корпус, клеили меха, украшали инструмент декором. Хорошая гармонь изготавливалась от 5 месяцев до года. Стоил такой инструмент достаточно дорого.
Хороший мастер выставлял перед покупателем несколько инструментов. Это были не в полной мере готовые гармони. Мастер учитывал индивидуальные пожелания покупателя к внешнему оформлению и звучанию инструмента. Такие гармони назывались заказными. Некоторым гармоням давали имена: «Победа», «Память», «Маричка». Чаще на корпусе можно было прочитать наивное: «Любительская», «На память другу».
Отличительной чертой Николая Судника были честность и трудолюбие. Он никогда не брал лишней копейки с заказчика. А заказов было всегда много. До войны мастер имел мастерскую и большой дом. Дети привыкли засыпать под звуки гармони. Помогал ему в работе родной брат Иван Петрович, который на очередном конкурсе баянистов в Будславе занял первое место. Еще он записал девять полек и народных наигрышей, был профессиональным баянистом. Гармони в Беларуси делали многие мастера. Был даже проведен конкурс. И первое место заняла гармонь молодечненской артели, сделанная руками Судника. Она получила название «Беларусь». А Николай Судник продолжил свое дело на Молодечненской фабрике музыкальных инструментов, где работал в отделе ОТК.
Не стало мастера в 1974 году. Похоронен он в Молодечно.
Баяны и гармони Николая Петровича Судника имеются в коллекции ансамбля «Дударыкі». Все инструменты сделаны в особом стиле с преобладанием белого цвета в декоре. На корпусе гармоней мастер изображал, как правило, лиру, иногда поющих ангелов, вязь «Судник».
Сегодня увидеть гармони «Беларусь» и баяны «Молодечно» можно лишь в комиссионных магазинах как напоминание о том, что и в Беларуси было свое производство музыкальных инструментов. К сожалению, мастеров-музыкантов, работающих на фабрике и знающих толк в музыке и производстве музыкальных инструментов, не осталось. Все меньше гармонистов. И все же еще можно услышать гармонь на музыкальных конкурсах «Мiнскi гармонiк», «Звiняць цымбалы и гармонiк» в Поставах. Хочется верить, что гармонь возродится, что молодые вдохнут новую жизнь в подлинно народный инструмент.
Сергей ЛИХТАРОВИЧ
Фото из интернет ресурсов.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Кто возьмется возродить славу Николая Судника? Почему не осталось мастеров-музыкантов, знающих толк в подлинном народном инструменте?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика