Андрей Куваев с детства мечтал познакомиться с настоящими князьями. Шестилетним мальчишкой он впервые побывал в Несвижском замке и с тех пор увлекся коллекционированием всего, что написано и напечатано о Радзивиллах — от открыток до книг. Магнаты стали кумирами и смыслом жизни Андрея.
Мечта на антресолях
В пятнадцать лет паренек постучался в дверь Национального исторического архива. Изумленные сотрудники пропустили юношу в зал. Но еще больше удивились, когда необыкновенный гость запросил подлинные дела из радзивилловского собрания документов. Он словно загипнотизировал архивистов. Толстые книги на пергаменте странному посетителю тотчас же принесли. В те мгновения у Андрея рождался план — изучить документы и написать книгу о княжеском семействе, какой еще не было. Ведь в ту пору вообще не было хороших книг о Несвиже и Радзивиллах, не считая трудов профессора Адама Мальдиса и краеведа Клавдии Шишигиной–Потоцкой. Но и те считались библиографическими редкостями.
Вскоре дела из государственного архива в копиях стали перекочевывать на антресоли квартиры семейства Куваевых. Пришла студенческая пора, а Андрей больше посвящал себя не учебе, а сидению в хранилище древностей. И не зря. Его приметили маститые ученые и даже пригласили поучаствовать в подготовительных работах по реставрации Несвижского замка.
Это было самое начало XXI века. Эра бумажной словесности уходила в прошлое. Интернет захватывал умы. Тогда Андрей сообразил: нужно не книгу писать, нужно идти дальше. Спустя годы подготовки он запустил в информационное пространство свой проект — сайт Radziwill.by.
Машина времени
Радзивиллы поначалу и не догадывались, что у них заработали именное телеграфное агентство и внештатный летописец. Нестор наших дней объявился очень кстати. А работает на чистом энтузиазме.
— Думаете, Радзивиллы — это только Несвиж, Беларусь? — Андрей позиционирует себя не историком или журналистом, он представляется просветителем, информатором. — Отнюдь. Это еще и бесчисленное множество точек на карте за пределами нашей страны — в польской Бяла–Подляске, в украинских Олыке и Золочеве, в литовских городах Вильнюсе, Дубингяй и Биржай.
О многих из этих мест лично я узнал благодаря виртуальным путям, проложенным в далекие края на сайте Куваева. Увы, не каждому из нас по силам, по средствам посетить данные точки в реальности. И вряд ли кому–нибудь суждено проникнуть в частные апартаменты живущих за границей князей. Но Андрею удалось — на своего рода машине времени. Собирая материалы из прошлого, он отыскал редкие снимки современных частных владений Радзивиллов за океаном — в Нью–Йорке, под Парижем!
И уж совсем необычным мне кажется кинематографическое открытие исследователя–любителя. Он обнаружил фильм 1936 года о легендарной Барбаре Радзивилл.
— Фильм, снятый на фоне древних стен краковского замка Вавель, помнящего тени настоящей Барбары и ее возлюбленного короля Жигимонта Августа. У актеров роскошные костюмы, будто сошедшие с портретов той эпохи. Все это создает по–настоящему увлекательное зрелище хорошо поставленного исторического действа. Но главное: картина создана, когда еще Радзивиллы жили в Несвиже, — подмечает важные детали интернет–археолог и сразу же отвечает на главный вопрос: «Как посмотреть фильм?» Написать на admin@radziwill.by, договориться о встрече и принести чистый диск.
Андрей согласен записать кино бесплатно. Благородно.
Олыкой шиты
Телевизионный цикл открытий на сайте Куваева заставит задержаться у экрана монитора на много часов. Меня привлек репортаж украинского ТВ из радзивилловского замка в Олыке, расположенного в Волынской области, на границе с Брестчиной. Крепость сооружена в одно время с несвижской (обе — итальянскими зодчими), местами сходство поразительно — кажется, что это здания–близнецы. Даже Троицкий костел с криптой, где хоронили магнатов, повторяет очертания несвижского (или наоборот?). И въездная брама в город там Луцкая, а у нас — Слуцкая. Но судьбы у поместий складывались одинаково лишь до последнего времени. В несвижском, как помним, был еще недавно санаторий. Теперь здесь музей.
Журналисты из соседней страны запечатлели на камеру нынешнюю олыкскую жизнь — какова она есть. Костел еще недавно служил складом (саркофаги полвека назад выброшены на свалку), а в замке — больница для душевнобольных. Глава местечка Петро Плодник в интервью посетовал: «Поднимали вопрос, чтобы исторический город сделать туристическим центром. Но денег из бюджета хватает только на то, чтобы подлатать крышу. Последний раз ремонт делали в конце прошлого столетия». Эта правда жизни меня еще раз навела на мысль, что Бог неровно делит. Памятники равнозначные — Радзивиллы же титуловались не иначе как князья «на Олыке и Несвиже», а один — в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, а второй — психушка.
В Несвиже тем временем побывали эксперты ЮНЕСКО и остались довольны восстановительными работами.
Андрей Куваев в эти дни готовит к публикации очередную партию сенсационных открытий: о Радзивиллах и поэтах Серебряного века, о секретах княжеской кухни, о двенадцати золотых апостолах. И нас вновь затягивает в сеть...
Радзивилловские сетиАндрей Куваев с детства мечтал познакомиться с настоящими князьями. Шестилетним мальчишкой он впервые побывал в Несвижском замке и с тех пор...