«И еще одна передача»
20.04.2010
—
Новости Культуры
|
Зворыкинский проект Леонида Парфенова.
I. В воскресенье в книжном магазине я листал книгу «Намедни» про восьмидесятые, долистал до статьи про отставку министра иностранных дел СССР Шеварднадзе в 1990 году и почему-то именно эту статью прочитал. Там, в частности, было написано, что после отставки Шеварднадзе (а он ушел не просто так, а со скандалом — с трибуны парламента объявил, что надвигается диктатура, и все потом долго спорили, что он имел в виду) начались репрессии на советском телевидении, в частности, была закрыта популярная передача «Взгляд», в которой должно было выйти интервью Шеварднадзе, «и еще одна передача». Эту «еще одну передачу» закрыли, как написано в книге, за такой пассаж ведущего: «В мае 1945 года русский Егоров и грузин Кантария подняли над рейхстагом красное знамя. Через 45 лет другому русскому и другому грузину не простили того, что они это знамя спустили». II. Парфенову пятьдесят лет, и Парфенов бесспорный классик русского телевидения. А когда классик показывает публике свое новое произведение (не надо далеко ходить за примерами — буквально позавчера в Кремле показывали «Предстояние» Никиты Сергеевича Михалкова), он, конечно, рискует значительно сильнее, чем дебютант. Когда в фильме про Гоголя над Диканькой, Петербургом и Римом летала прозрачная голова Николая Васильевича, за Парфенова было даже неловко — ну, черт его знает, за такими спецэффектами я лучше в кино на «Аватар» пойду. А Гоголь был год назад, и за этот год Парфенов стал в еще большей мере классиком, и в принципе можно было ожидать, что фильм про Зворыкина окажется плохим. III. Очевидно, чтобы у тех, кому фильм не понравится, не было и формального повода упрекать Парфенова в тиражировании собственных приемов, Парфенов впервые в своей практике использовал жанр докудрамы — игровые эпизоды вперемешку с документальными. Докудрама на современном русском телевидении — сама по себе штамп (вспомните хотя бы НТВ-шный фильм про майора Барсукова-Евсюкова, ужас ведь), и, вероятно, поэтому создателям фильма о Зворыкине игровые эпизоды удались особенно — им уже было над чем издеваться. Вот, например, сцена в ленинградском доме сестры Зворыкина в 1934 году — Зворыкин гостит в Советском Союзе, власти которого уговаривают его вернуться и изобретать свое телевидение здесь. И он советуется с сестрой и ее мужем. Рассказывает — обещают создать все условия, хорошую должность, и сестра радостно подхватывает — Ах, Володенька, это так здорово, так замечательно. Но муж сестры объясняет Зворыкину, что верить большевикам нельзя, и что они могут наобещать чего угодно, а потом обманут, посадят в тюрьму или расстреляют. Сестра с той же интонацией резюмирует — Ах, Володенька, это так ужасно. В зале смеются — и, очевидно, у телеэкранов тоже будут смеяться. Это вообще бросается в глаза (может, ошибаюсь, но раньше вроде бы не бросалось) — как Парфенов балансирует между двумя аудиториями — первоканальной и той, на аплодисменты которой он, очевидно, хотел бы рассчитывать. Реверансы зрителям «Пусть говорят» в фильме выглядят иногда трогательно (вот старенький Зворыкин рассуждает о современном телевидении: и музыка на нем не та, и секса слишком много, и вообще как это можно показывать, ведь это дети смотрят; Сергей Юрьевич Беляков из Таганрога наверняка обратит на это внимание и посмеется над тем, что человек изобрел телевидение, а сам ведет себя как самый обычный телезритель), иногда не очень (сообщение о смерти верного зворыкинского слуги-негра иллюстрируют падающие на пол и разбивающиеся чашка с блюдцем — чтобы и самый глупый зритель понял: ага, мол, умер слуга, чашечку разбил). Реверансы же другой аудитории выглядят настолько завуалированными, что их даже фигой в кармане не назовешь, если и в кармане, то во внутреннем. Вот Парфенов показывает, как велик пропагандистский эффект телевидения: стоит перед телевизором, а еще один Парфенов с экрана выкрикивает лозунги — Да здравствует наша партия и наш великий вождь (тут по логике должно быть имя вождя, но вместо этого тот Парфенов, который стоит перед телевизором, говорит — «Ну и так далее»), которые ведут нас от победы к победе. Бьюсь об заклад — Парфенов гордится именно этим эпизодом. Бьюсь об заклад еще раз — Парфенову было неприятно, что на этот эпизод люди в зале не отреагировали вообще никак. Хоть бы кто-нибудь хихикнул — нет, никто не заметил. А телезрители и подавно не заметят. IV. Тут, наверное, стоит рассказать, что перед тем, как зрителей запустили в зал, Леонид Парфенов и Константин Эрнст поднялись на специальный подиум в фойе кинотеатра и стали говорить речи, то есть даже не речи, а просто такой парный конферанс — Эрнст ростом выше Парфенова, и Парфенов назвал Эрнста «мой высокий друг», а Эрнст его поправил — мол, не высокий, а длинный, высокие — они среди зрителей. Все, конечно, засмеялись, потому что среди зрителей был Владислав Сурков, которому среди прочего современная Россия, мне кажется, более, чем кому бы то ни было, обязана тем, что жанр политического намека распространен в гораздо большей степени, чем жанр прямого высказывания. В речи Константина Эрнста был еще один, чуть более тонкий намек — Эрнст сказал, что он не хочет врать и говорить, что идея фильма о Зворыкине пришла в голову ему или Парфенову во сне или при каких-то других романтических обстоятельствах — нет, у этой идеи есть конкретный автор, и это не Эрнст и не Парфенов. Называть этого человека по имени Эрнст не станет, но этот человек присутствует среди зрителей. V. А теперь я опять сижу и думаю про то парфеновское кокетство в книге «Намедни» с «еще одной передачей». То есть думаю уже не о том, стоило ли Парфенову написать прямо, что да, это именно его передачу закрыли двадцать лет назад из-за его издевательского комментария по поводу отставки Шеварднадзе, а о том, что — ну черт его знает, вот есть точка А, в которой была передача «Намедни» 1990 года, и есть точка Б, в которой двадцать лет спустя в кинотеатре «Пионер» показывают снятый по заказу очень хороший фильм с идеально соблюденной пропорцией намеков, позволяющих понравиться абсолютно всем, и даже о себе двадцатилетней давности Парфенов рассказывает именно на этом — намекающем языке. Мне очень понравился фильм про Зворыкина. Наверное, это вообще лучшее из того, что за эти двадцать лет сделал Парфенов. А что общее ощущение от этой премьеры я могу описать одним только словом — «неприятно» — это я готов списать на свою собственную излишнюю зацикленность на текущем политическом контексте. Да, скорее всего, все дело только в моем неправильном восприятии. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Зворыкинский проект Леонида Парфенова.
|
|