Из прошлого в будущее. 21.by

Из прошлого в будущее

14.06.2010 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Проект "Русские сезоны XXI века" представят нынешней осенью на сцене Большого театра оперы и балета постановки "Шахерезада" и "Жар-птица" с участием звезд Большого и Мариинского театров, а также "Кремлевского балета".Протокол о намерениях с Национальным академическим Большим театром оперы и балета на минувшей неделе от имени благотворительного фонда имени Мариса Лиепы заключил народный артист России, режиссер-постановщик, продюсер и выдающийся танцовщик, а также основатель и идейный вдохновитель проекта "Русские сезоны XXI века" Андрис Лиепа. Ожидается, что первый показ в рамках данного соглашения пройдет в Минске 22 октября.

Проект "Русские сезоны", основанный знаменитым русским театральным деятелем и искусствоведом Сергеем Дягилевым, в свое время стал мощнейшим инструментом популяризации российской культуры за рубежом. Начиная с грандиозного успеха выставки русских художников на парижском Осеннем салоне в 1906 году и вплоть до смерти Дягилева в 1929 году эти ежегодные гастроли русских артистов в Париже вызывали неподдельный интерес у европейской публики.

В 1907 году в рамках сезонов прошли Русские исторические концерты с участием Римского-Корсакова, Рахманинова, Глазунова и других известных композиторов. В 1908 году состоялись оперные сезоны, в которых фурор произвел спевший в "Борисе Годунове" Федор Шаляпин. Французская шутка того времени гласила: "Русские дважды брали Париж. Один раз в марте 1814 года, второй раз - своими балетными сезонами в 1908 году.

В 1909 году Дягилев привез в Париж русский балет, а в 1911-м им была основана балетная компания. Причем, по общему признанию, дягилевская антреприза оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Им в значительной степени были раскрыты таланты одаренных танцовщиков и хореографов Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали Леон Бакст и Александр Бенуа.

Спустя столетие, в 2007 году, уникальное культурное событие родилось заново на сцене театра Champs-Elysees в Париже, где были открыты гастроли проекта "Русские сезоны XXI века". Весной этого года на той же сцене они продолжились вечером в честь столетия легендарных балетов "Русских сезонов" С. Дягилева "Жар-птица" И. Стравинского и "Шахерезада" Н. Римского-Корсакова. Осенью увидеть легендарные постановки, по всей вероятности, смогут и жители белорусской столицы.

В спектаклях представлены восстановленные по эскизам за немалые деньги оригинальные декорации и костюмы Бакста и Головина и переданная "из ног в ноги" хореография Михаила Фокина. "Трудно найти в истории искусства спектакли, которые 100 лет подряд идут в неизмененном, первозданном виде, в котором они были поставлены, - говорит А. Лиепа. - Дягилеву удалось в начале прошлого века создать спектакли, которые смотрятся современно до сих пор, хотя и с флером того фантастического ощущения, что это "Русские сезоны" того времени".

"Идея возобновить в России постановки из "Русских сезонов" возникла в 1992 году. Подобное явление абсолютно органично для нашей семьи, потому что мой отец в свое время также восстанавливал один из спектаклей "Русских сезонов", так что существует преемственность поколений", - отметил на пресс-конференции в Минске А. Лиепа.

Цена билетов на постановки пока не определена. По словам А. Лиепы, "организаторам предстоит в течение месяца свести воедино все слагаемые, от которых зависит стоимость билетов. Причем выигрыш от постановок в данном случае не столь важен, ведь заработать на балете при таком количестве артистов и декораций практически невозможно. Работа над спектаклями требует огромных усилий. Привезти в Минск "Русские сезоны XXI века" - значит привезти 85 артистов и два трейлера с декорациями".

"Дягилевская антреприза - это частная антреприза. Поэтому то, что делается, например, на уровне двух государств, когда подписывается договор о сотрудничестве, проходит год культуры, например, России в Беларуси, - это все идет на другом уровне. Мы первопроходцы, потому что занимаемся тем, чем занимался Дягилев. Это частная антреприза. То, что интересно творческим людям, еще каким-то образом должно выживать и существовать. Нашему проекту 18 лет, и я могу сказать, что Дягилева называли виртуозом займов, эту же роль исполняю и я на сегодняшний день. Я продюсер поневоле", - посетовал народный артист России.

Несмотря на сложности, устроители "минских сезонов" надеются, что в нынешнем году премьеры пройдут хорошо и в следующий раз в Минск можно будет привезти новый репертуар. "Нужно с чего-то начать. Успех спектаклей зависит от публики". Так, по словам А. Лиепы, в Париже после премьеры билеты были проданы за полтора месяца до следующих гастролей.

Идейный вдохновитель проекта также добавил, что следующим этапом вполне может стать приезд в Минск легендарной постановки "Синий бог" с известным Николаем Цискаридзе. В нынешней белорусской премьере танцовщик задействован не будет, так как занят в другой постановке. На этот раз минская публика сможет насладиться творчеством Илзе Лиепы и Фаруха Рузиматова.

Следует отметить, что, кроме непосредственно реконструкций спектаклей в рамках проекта "Русские сезоны XXI века", множество спектаклей также было поставлено в различных театрах мира: в Риме, Марселе, Дрездене, Флоренции, Латвии. По словам инициатора проекта, "возможно, в следующем году мы привезем новый репертуар и поставим его совместно с труппой минского театра".

Говоря о творческих проектах, которые могут быть реализованы в Беларуси, А. Лиепа отметил, что в будущем он, возможно, привезет в Минск фильм под названием "Возвращение Жар-птицы", который готов показать студентам хореографического колледжа. "У меня есть такая форма сотрудничества, когда я приглашаю учеников художественных школ посмотреть фильм на тему "Русских сезонов XXI века" и сделать картины. Причем, как ни странно, детские картины не уступают произведениям профессионалов".

К слову сказать, ярый сторонник реконструкции балетной классики, А. Лиепа вовсе не чужд и современных форм. "К сожалению, работа артистов балета узкоспециализированная, в ней тяжело и некомфортно. Заниматься исключительно балетом мне не хватает усидчивости. Если я занимаюсь только балетными постановками, начинаю закисать. Я организовываю показы моды, снимаю клипы и не стесняюсь этого. Есть такое выражение: все виды искусства хороши, кроме скучного".

Так, наиболее интересные последние работы, по мнению А. Лиепы, были сделаны им в сотрудничестве с Анитой Цой, Михаилом Шуфутинским, Михаилом Турецким, Тамарой Гвердцители, а также с цирком Юрия Никулина, где А. Лиепа поставил два детских спектакля. И, кстати, он же участвовал в постановке первоначального белорусского номера для нынешнего "Евровидения". Так что скучать маэстро явно не приходится.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Проект "Русские сезоны XXI века" представят нынешней осенью на сцене Большого театра оперы и балета постановки "Шахерезада" и "Жар-птица" с участием звезд Большого и...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика