Разве злом можно любоваться? Можно, если оно является предметом искусства. Чаще, правда, зло привлекает искусство массовое, что подтверждают бесчисленные триллеры, детективы и «чернуха» на экранах. Гораздо реже оно становится предметом искусства высокого. Тогда наблюдать его (видеть, читать, внимать...) не только можно, но и нужно.
Мы имеем такое — редкое! — удовольствие. В государственном музыкальном театре состоялась премьера новой сценической версии балета «Мефисто» («Разрушитель душ») на музыку Владимира Кондрусевича в постановке Владимира Иванова.
История вечная — любовная. Мефистофель вынуждает юношу поменять возлюбленную на девушку–манекен, на куклу, ожившую его стараниями. Сюжет обыкновенный и современный: разве такое не случается сплошь и рядом без участия лукавого? Это не картина зла — это история его противостояния с добром. Чем она закончится, умолчу.
Не будучи завзятым поклонником балета, я шел главным образом слушать. Потому что Кондрусевича знаю как мелодиста, композитора современного. Разве мелодия и гармония — не главное в музыке? Премьере балета относительно недавно предшествовала премьера мюзикла «Байкер». А мюзикл, как известно, жанр синтетический: в нем предполагается сочетание разных музыкальных стилей. Я ожидал, что и музыка балета будет такой же. Разной.
Не обманулся. Услышал не только классическую мазурку, испанский танец и вальс, но и электронные пассажи в стиле зрелого Дидье Маруани и его знаменитого «Спейс», позже «Пари–Франс–Транзит». Тут же чувственные нотки Эннио Морриконе, временами напоминавшие «Крестного отца». А поскольку Мефистофель — фигура известная, композиторами давно ценимая, то услышал и музыкальные цитаты. Но в этом В.Кондрусевич не первый и лишь следует классическим канонам: достаточно назвать «Кармен–сюиту» Р.Щедрина. Музыка «Мефисто» — современна.
Словом, можно было только слушать, закрыв глаза, как фонограмму мюзикла. Но надо было и видеть! Это современный балет даже по персонажам, реквизиту, сценическим деталям. В нем не только любовные страсти, но и видеоэффекты, огнестрельное оружие, охранники, операционный стол и хирурги, смирительная рубашка и санитары...
Повторюсь, что не смею оценивать хореографию спектакля. Но Мефисто в исполнении Виталия Красноглазова был хорош. Великолепен! Одетый во все белое, он почему–то напоминал мне Ворона из одноименного голливудского фильма в исполнении Брендона Ли. Столь же зловещ и одновременно изощренно пластичен. Ценители балета разделяли мой дилетантский восторг, выражая его аплодисментами.
Я бы даже советовал сводить на «Мефисто» детей. Своих непременно приведу. Дело даже не в уроке противостояния добра и зла. В конце концов, взрослые идут на балет вовсе не в поисках ответа на философские вопросы. Не только ради этого. Прежде всего они идут насладиться. Зрелище столь яркое, что юных зрителей оно впечатлит не меньше. Им желательно показать, что визуальное искусство не исчерпывается мультиками и фильмами–ужастиками. Уверяю, что, насмотревшись последних, они не испугаются облика Мефисто.
История представлена любовно–романтическая, даже трагическая, эротика в ней очень сдержанна. Впрочем, танец эротичен по определению.
Советую поспешить в кассу музыкального театра: до окончания сезона «Мефисто» покажут лишь дважды.
Спешите видеть зло!Разве злом можно любоваться? Можно, если оно является предметом искусства. Чаще, правда, зло привлекает искусство массовое, что подтверждают...