Тема летнего чтения всем участницам «Триолета» душевно близка...
Это лето — самое летнее, пожалуй, из всех лет на моей памяти.
Но, несмотря на это, люди не только едят мороженое и бегают на пляжи, но и читают!
Термин даже такой есть — летнее чтение. Причем одни считают, что он абсолютно искусственный. А другие пытаются анализировать, что это за феномен и какие именно авторы и произведения к нему относятся.
Тема летнего чтения всем участницам «Триолета» душевно близка. Регина Богомолова — заведующая минской библиотекой имени Тетки, и что именно люди читают, наблюдает каждый день; Оксана Безлепкина — писательница и литературовед, кандидат филологических наук, преподаватель журфака БГУ, сама озадачивает студентов «списками на лето». А я, Людмила Рублевская, критик–писатель–обозреватель, читаю круглый год в режиме «нон–стоп».
Р.Богомолова. Я считаю, что нет никакого «летнего чтения», чтение не зависит от поры года.
О.Безлепкина. А по–моему, все же есть. В моем понимании это тексты, отбираемые по принципу «легче, еще легче». Есть книги, которые чудесно можно прочитать зимой и которые никогда не прочитаешь летом. Это из того же ряда, что и больничное чтение.
Р.Богомолова. Если задача в том, чтобы занять чем–то мозги... Отвлечься...
Л.Рублевская. Нужно иногда и такое. Когда–то Карел Чапек написал миниатюру о чтении во время простуды... Оказалось, самый подходящий автор для больного — «старый добрый Диккенс».
О.Безлепкина. Это во времена Чапека было... Сегодня Диккенс — чтение «тяжелое». Этим летом мы с друзьями приехали в усадьбу на берегу Немана. Там обнаружился книжный шкаф с книгами от Элизы Ожешко до фантастики. В результате мы выбрали «Книгу для мальчиков» с главами типа «Как пользоваться пистолетом», и компания двадцати, тридцатилетних людей с удовольствием читала ее вслух... Недавно я перечитывала стихи Дениса Хвостовского, поэта из «Бум–Бам–Лита», погибшего в 25 лет. Когда–то они не сильно впечатлили. А в жару так живо прочиталось: «Я стары рагаты лось, ты мяне прапыласось», или его стебные переводы Пушкина: «Цi казла, цi кракадзiла, вобшчам, звера нарадзiла». Летом человек менее требователен...
Р.Богомолова. Может, если ты в отпуске и лежишь на пляже, ты и почитаешь детектив, который в другое время и в руки бы не взял. Но читатели нашей библиотеки, независимо от того, зима или лето, просят тех авторов, которые на слуху. Интерес может быть вызван какими–то событиями — например, когда умер Аксенов, у нас смели с полок все его произведения, ни одной книжки не осталось. Юбилейный год Короткевича — спрашивают книги Короткевича... Но не нужно забывать, есть и другой вид летнего чтения. Школьники и студенты приходят со списками книг, которые они должны прочитать за лето.
Л.Рублевская. Получается противоречие. С одной стороны, летнее чтение — это легкое чтиво для отдыха. С другой стороны, кто–то вынужден прочитывать кучу серьезной литературы.
О.Безлепкина. То есть существуют два вида летнего чтения: для отдыха и по принуждению.
Р.Богомолова. Честно прочитывают все по спискам в основном школьники младших и средних классов. Более старшие — более умные: «Мне, пожалуйста, «Войну и мир» в кратком изложении». Любопытный факт: стоит у нас «Война и мир» в четырех томах. Первые два тома зачитаны, мы их списываем... А третий и четвертый — практически новенькие.
О.Безлепкина. Я опросила через блог своих студентов, что они прочитали за лето. Называли имена писателей Алены Василевич, Генриха Далидовича, Ивана Мележа, Ивана Шамякина... Один из опрашиваемых честно ответил: «Надпiсы на шыльдах». Еще читали Умберто Эко, Мэри Шелли, Джеймса Джойса, Антона Чехова и Ги де Мопассана. Вот интересный ответ: «Лета — гэта час, калi можна чытаць для сябе. Пасля трэба будзе чытаць тое, што патрабуе праграма». Читали Ремарка, Ромена Роллана. Одна студентка ответила, что прочитала «Американскую трагедию» Драйзера, но усваивалось тяжеловато.
Р.Богомолова. От жары, наверное.
О.Безлепкина. Наверное, потому что вот еще ответ: «Саша Соколов и Милорад Павич. Только от жары читается нудно и медленно».
Л.Рублевская. В общем, это чтение студентов–гуманитариев.
Р.Богомолова. Вряд ли это можно отнести к «среднему» читателю. Чем сложнее время, тем более легкая востребована литература. У нас в библиотеке сегодня самые популярные российские авторы — Перумов, Донцова, Устинова, Маринина, Малышева и прочие... Детективы, женские романы. Из иностранных авторов — Стефани Майер, Мишель Уэльбек, Джон Фаулз, Артур Перес–Реверте, Джоан Роулинг (о Гарри Поттере читают по–прежнему), Льюис с «Хрониками Нарнии», Милорад Павич, Анн и Серж Голон (мода на них вернулась), Мураками, Януш Вишневский, Катажина Грохоля...
Л.Рублевская. Я тоже сделала опрос в Живом журнале. Вот что мне отвечали: «У мяне чытанне нiяк не звязанае з сезонам. З нядаўняга: Альфонс Дадэ, Айрыс Мёрдак, Артур Конан Дойл пра брыгадзiра Жэрара, Кадзуо Iсiгуро. Яшчэ ўзгадала, што «Пятлю зацятасцi» Сяргея Балахонава» дакладна летам прачытала, у самае пекла. I зборнiк апавяданьняў пра Джыўса i Вустэра Пэлэма Грэнвiла Вудхаўза». Твоя, Оксана, коллега ответила похоже на твоего респондента: «Для мяне лета — адзiны час, калi магу чытаць тое, што хочацца, а не тое, што трэба з нагодаў выкладання або крытыкi». Правда, читала она для себя... Платона и Аристотеля. А еще перечитала «Паноў Кублiцкага ды Заблоцкага» Петра Васюченки. Другие этим летом терпели жару над книгами «Бунт незапатрабаванага праху» Виктора Козько и «Чалавек постмадэрну ў сучаснай беларускай лiтаратуры» Анны Кислицыной... Сергея Балахонова тоже читали. И фэнтези, разумеется. Кое–кто ссылался на то, что приходится писать самому, поэтому нет времени на чтение...
О.Безлепкина. Ну, о себе могу сказать, что школьницей летом я могла читать собрание сочинений Бальзака, но не читала книги из списков.
Р.Богомолова. А я читала.
Л.Рублевская. А вы поставьте себя на место современного компьютерного ребенка... Начинается лето, свобода, а он с тоскливой безнадежностью глядит на бесконечный список... Да он же ненавидит этих авторов уже заранее, не читая!
О.Безлепкина. Дело в том, что сегодня дети читают летом книги из школьной программы — это не внеклассное чтение, это то, что они будут проходить на уроках.
Р.Богомолова. Потому что в учебном году прочитать не успеют.
Л.Рублевская. Так эти списки отменить нельзя?
Р.Богомолова. Нельзя! Иначе дети совсем перестанут читать.
Л.Рублевская. Вы же не забывайте, что, кроме обычных книг, есть еще чтение с монитора, есть аудиокниги, электронные книги, чтение по мобильному телефону... Когда мы ездили в этом году на море, я несколько книг прочитала по мобильнику! Очень «летний» способ чтения.
О.Безлепкина. А что именно?
Л.Рублевская. Тоже из разряда летнего чтения. Анджея Сапковского, весь цикл о Ведьмаке. А в других обстоятельствах вряд ли бы у меня нашлось на него время.
О.Безлепкина. Мне кажется, принцип летнего чтения не распространяется на компьютер. Тексты в интернете — это особая ниша. Электронная форма уже сама по себе придает содержанию легкость.
Л.Рублевская. Книги для летнего чтения даже по виду отличают...
О.Безлепкина. Да, обычно это покетбуки, которые можно сунуть в сумку, взять на пляж, которые не страшно запачкать мороженым.
Р.Богомолова. Вы говорите о массовой литературе вообще. Мы не чувствуем по интересам читателей, что пришло лето.
Л.Рублевская. Это вот такая–то жарища не чувствуется?
Р.Богомолова. Я имею в виду, что из–за этой жары многие сидят дома и, как ни странно, идут в библиотеку, за книгами, чтобы было чем заниматься, спасаясь в помещении от жары.
О.Безлепкина. А может быть, кто–то из серьезных читателей просто стесняется брать легкое чтиво? Мне, например, неловко это делать в библиотеке, где меня знают как кандидата наук.
Л.Рублевская. Ты хочешь сказать, что кандидат наук не может взять подшивку дамского журнала?
О.Безлепкина. Постесняется.
Р.Богомолова. А что тут плохого, не понимаю?
О.Безлепкина. Помню, набрала я как–то книжек по вольной борьбе...
Л.Рублевская. Зачем?!
О.Безлепкина. Интересно было... На выходе из библиотеки охранник, рассмотрев обложки, так бурно среагировал, что я решила больше таких книжек не брать.
Л.Рублевская. Ну и зря. Мы же берем книги не для того, чтобы производить впечатление обложками. Филолог и маркиза де Сада должен прочитать... А уж литературный критик — и за бульварной литературой следить. Хотя мне кажется, далеко не все стоит прочитывать... Небезопасно для души.
О.Безлепкина. Что касается души, то этический момент литературы сегодня в обучении не учитывается. Помню, как мы восхищались «Хамом» Ожешко... Но преподаватель сказал, что изучать мы это произведение не будем, потому что там нет художественных открытий. А поговорить про отношения и поступки героев? Неужели это менее важно? И уж, во всяком случае, более интересно.
Л.Рублевская. Мы не однажды говорили о том, что преподают литературу по принципу «Какого цвета были занавески в гостиной Татьяны Лариной?». А вот почему Татьяна Ларина отказала Онегину, не обсуждается. Хотя это — самое главное...
О.Безлепкина. Потому что учитель находится в состоянии перманентной обманутости и пытается проверить, читали дети произведение или нет. А пока проверит, у него прошли все уроки...
Л.Рублевская. А ведь только уроки литературы потенциально обращаются к морально–этической стороне... А все сводится к информации: знание сюжета, распознавание жанра, особенностей стиля...
О.Безлепкина. Чтобы книга влияла, она должна быть авторитетом. Что толку заставлять читать, если над книгой посмеются, и неразвитый духовно ученик подвига героя просто не поймет.
Р.Богомолова. Тут все зависит от учителя. Развивать духовно — его задача.
О.Безлепкина. Как–то в ЖЖ у нас возникла дискуссия с одной преподавательницей. Она утверждала, что нужно заниматься с теми, кому интересно, и не тратить время на других. Я — что нужно пытаться достучаться до каждого студента.
Л.Рублевская. Надеюсь, твой энтузиазм с годами не пройдет.
О.Безлепкина. И я надеюсь.
Р.Богомолова. Почему такие сложности? На гуманитарные специальности идут люди, которые любят читать!
О.Безлепкина. А выходят оттуда зачастую люди, которые читать не любят. Отбили охоту.
Л.Рублевская. К сожалению, и у преподавателей литературы сегодня не хватает времени следить за новинками литературы.
О.Безлепкина. Да, случается: преподаватель просит на экзамене рассказать о современной белорусской литературе, и студент начинает говорить о постмодернизме... А оказывается, преподаватель спрашивал о Владимире Короткевиче. Но студент родился уже после смерти Короткевича... Какая для него это современная литература? Я сама думаю: вот, пройдет 20 лет и буду ли я читать двадцатилетних авторов? И как я буду к ним относиться? Может, для меня современность закончится на Сергее Балахонове и Югасе Коляде, как для кого–нибудь — на Иване Шамякине...
Л.Рублевская. Мне трудно представить ученых любой другой отрасли науки, которые не знают последних изобретений в своей отрасли, особенно в родной стране. Только в литературоведении допустимо, чтобы специалист не читал то, что написано белорусскими писателями в этом году, в прошлом...
О.Безлепкина. Литературоведы читают работы своих коллег. С другой стороны, сегодня появляется столько текстов, что даже если два исследователя читают много, они могут не «пересечься» в авторах... Литература для большинства — это все же то, что приносит удовольствие. А те, кто делает литературу профессией, должны читать для профессии. От математика никто же не требует получать эстетическое удовольствие от интегралов.
О.Богомолова. Вынужденное чтение без элемента удовольствия — это совсем не то.
Л.Рублевская. А если, чтобы не лишать процесса чтения удовольствия, просто предлагать школьникам прочитать сколько–то там книг за лето по их выбору?
О.Богомолова. Ну и прочитают они Гарри Поттера...
О.Безлепкина. Дело в том, что учебные списки — ориентир, воспитание вкуса... Когда я предлагаю студентам написать рецензию на любое произведение, пишут часто на такую ахинею... Попался кому–то под руку литературный журнал — и 10 человек проанализировали один и тот же плохой рассказ. И по инерции похвалили его. Или ноет студент, что не может прочитать Мицкевича, слишком большие тексты... А на столе у него лежит том «Тhе телки» Сергея Минаева... Так что, заменить Мицкевича в программе Сергеем Минаевым?
Л.Рублевская. Просто нужно стараться, чтобы наши писатели стали медиаперсонами. Я уверена, что и в нашей литературе найдется достаточно чего–то для летнего чтения.
О.Безлепкина. Хорошо бы, чтобы авторы не обижались, если им говорят, что их книгу можно читать на пляже (так когда–то сказали о моей книге «Ляўша на тэнiсным корце»). Я посчитала это комплиментом.
Р.Богомолова. Что плохого в читабельности? Главное, чтобы в библиотеку люди ходили круглый год.
Летнее чтение–2010
10 самых востребованных белорусских авторов в библиотеке им. Тетки
Василь Быков
Владимир Короткевич
Якуб Колас
Янка Купала
Иван Мележ
Иван Шамякин
Янка Мавр
Анатоль Бутевич
Павел Мисько
Андрей Федоренко
10 самых востребованных авторов в библиотеке им. Тетки
Закладка из мороженогоТема летнего чтения всем участницам «Триолета» душевно близка...Это лето — самое летнее, пожалуй, из всех лет на моей памяти.Но, несмотря на...