Слэм... Невероятный поэтический турнир, на котором можно увидеть, как постмодернист читает оду собственной грязной кроссовке. Это попытка найти для поэзии место в мире тотального шоу... Напомню основные правила: поэту дается три минуты, за это время он должен любым способом поразить зал своим выступлением, поскольку случайное жюри, выбранное из зрителей, выставит оценки по десятибалльной системе. Только ты, твой голос и твое умение преподнести свое творчество...
В Беларуси прошло уже несколько слэмов, в том числе один англоязычный. Но этот был необычным: к нам приехал сам «отец–основатель слэма», поэт из Чикаго Марк Смит, создатель международного движения «Поэтический слэм». Именно он почти 25 лет назад организовал первый поэтический турнир в чикагском кафе «Зеленая мельница», вдохновившись, наверное, поединками реперов. И вот Марк Смит стал модератором второго англоязычного поэтического слэма в Беларуси, организованного под эгидой посольства США в начале октября в минском R–club. Марк Смит демонстрировал умение заводить зал, читал стихи о паровозе. Потом 20 поэтов (большинство из них поэтессы) ринулись в бой... Впрочем, на этот раз белорусские слэмеры (возможно, в присутствии своих преподавателей и самого Марка Смита) экстремальных выступлений не предлагали, ну разве что тянет на экстрим блестяще исполненная Виктором Лупасиным вне конкурсной программы песня «Постой, паровоз» в переводе на английский. Жюри тоже было не случайное — в него входил и известный поэт и слэмер Виктор Жибуль, и шансонье Вайханский, и преподаватели–лингвисты...
Я задала несколько вопросов Марку Смиту:
— Вы думаете, что в современном мире благодаря слэму поэзия выживет?
— Опыт США, Германии, Франции говорит о том, что поэтические слэмы способствуют тому, что не только много людей приходят на подобные мероприятия, но и возрастает интерес к поэзии как таковой. Растут продажи поэтических сборников. Слэм способствует, чтобы поэзия не оставалась исключительно в сфере влияния неких высоких интеллектуалов от литературы, но делалась открытой для всех.
— Но есть мнение, что когда поэзия становится шоу, она теряет в художественном качестве...
— Это действительно иногда происходит. Мы должны очень внимательно относится к тому, чтобы ценность нашего поэтического текста не падала. Наверное, вы заметили, что в программе сегодняшнего вечера были и те, кто выступал с любовной лирикой, и те, кто читал серьезную поэзию. И тем, кто выступал с серьезной поэзией, как раз и стоит научиться презентовать свои тексты. А стихи не только на слэме, но и вообще бывают и сильные, и слабые.
— Но разве каждый хороший поэт может стать слэмером? Может, это отдельный жанр, который требует определенных способностей?
— Слэм — не вид поэзии. Это соединение искусства поэзии и исполнительского мастерства. Даже классические произведения, когда они красиво, правильно исполнены, приобретают абсолютно новое звучание и новое значение.
— За то время, пока вы проводили слэмы, какое самое впечатляющее выступление вы припомните?
— Самый забавный случай был связан не с величием исполненного стихотворения и не с мастерством исполнения, а с тем, как он изменил чью–то жизнь. Я проводил семинар в одной из школ. Выбрал одного мальчика и дал ему задание выйти на сцену и прочитать текст. Учителя, когда увидели, какого именно ребенка я выбрал, взялись за головы. Мальчик начал читать с большим трудом, оказалось, что у него нарушение речи. Видя бурную реакцию учителей, я думал, ее причина в том, что они посчитали, будто, вызвав этого ребенка, я поставил его в неловкое положение. Но, оказывается, удивило их другое. Мальчик учился в этой школе уже два года и за эти два года не произнес ни единого слова. И когда я пригласил его выступить на сцене и он смог это сделать, для него это стало открытием мира, началом нового общения с друзьями и знакомыми. Мне на самом деле все равно, что думают о нашем движении профессора, академики и так далее. Я знаю, что за те 25 лет, которые существует слэм, он действительно изменил тысячи и тысячи жизней. Я вообще воспринимаю искусство как нечто, что изменяет человеческие судьбы.
— Сегодня некоторые выступающие просто пели свои стихи... Не помню такого в правилах...
— Слэм сводится к разрушению барьеров. Если правила слишком строгие, значит, пора их ломать. Если поэт победил на слэме, это означает, что в этот момент перед публикой он имел больший успех, чем другие, — и все.