Группа Zdob si Zdub выпустила свой новый альбом «Белое вино/Красное вино». Выпустила и выпустила, скажете вы. Понятно, что для фанатов коллектива сей факт — главное событие музыкального 2010 года. Тем, кто знает эту команду исключительно по перепевке ею знаменитого хита Виктора Цоя, возможно, будет любопытно, а не «кавернули» ли молдаване на пластинке еще кого–нибудь. Остальные любители альтернативного фолк–рока в целом воспримут известие как данность. Но нам, музыкально подкованным жителям Беларуси, данный диск интересен, помимо всего прочего, участием в его записи лидера родного «Ляписа Трубецкого» Сергея Михалка, который в паре с начальником «здобов» Романом Ягуповым спел очередной обличающий всех и вся «песняк». «Главляпис» никогда не чурался поработать с артистами, творчество которых ему было небезразлично. Так, от его вокала «пострадала» украинская группа «Тiк», а совсем недавно Noize MC отметился в совместном проекте с отечественными рок–антиглобалистами номер один. Можно вспомнить и «Крамбамбулю», но лучше не будем забывать предмет нашего сегодняшнего разговора — Zdob si Zdub и Романа Ягупова: они к вашему вниманию.
— Какое, на ваш вкус, молдавское вино самое лучшее, порекомендуете?
— Лучше всего домашнее, без ангидрида, сделанное с душой.
— Ваш новый альбом «Белое вино/Красное вино» мне показался чересчур пестрым. В нем можно встретить все — естественно, балканские мотивы, ярко выраженная поп–музыка и (вдруг) песни с текстами, которые надо слушать, а не просто балдеть под них. Как будто стояла такая задача: собрать весь неликвид и наконец его издать. Это так?
— Можно сказать и так.
— Почему для песни «Стоп, мафия!» вы в качестве партнера выбрали Сергея Михалка? Какие его качества как человека, музыканта вам близки?
— С группой «Ляпис Трубецкой» мы давно в хороших отношениях, желание какую–нибудь коллаборацию «замутить» было давно, но никак не удавалось — времени и песни подходящей не было. И в этот раз, к сожалению, Сергей пел отдельно, без нас... Да–да, общались мы с ним по интернету! Сережа — настоящий лидер, целеустремленный, умный и не пафосный человек. У него есть чему поучиться.
— Вы говорили, что не против записать песню на белорусском языке. В чем задержка?
— Для песни нужен импульс, язык здесь не преграда.
— Нет сомнений, что вы, исполнив песню группы «Кино» «Видели ночь», тем самым в глазах многих меломанов убили свое авторское творчество — самобытное, разное, экспериментальное!
— То, что после исполнения «Видели ночь» у нас изменилась судьба, это правда, но насчет творчества — не согласен: скажем, экспериментов и креатива на пластинке «450 De Oi» предостаточно. Может, румынский вариант альбома не все слушали, да так я и думаю. А то, что под такую музыку у нас ничего не заточено, это точно! Вот мы этот материал по Европам и катали, но такую музыку без технической поддержки, без вливаний, медиаподдержки, на сырой энергии долго не поиграешь, надорвешься.
— В белорусской музыкальной тусовке в последнее время сложилось такое мнение, что российский шоу–бизнес перестал с восторгом относиться к украиноязычной песне (в лицах «Океана Ельзи» и «Воплей Вiдоплясова» прежде всего) и песне на молдавском языке (вы — как пример). Что спрос на таких исполнителей упал, да и ротируют их в теле– и радиоэфирах все меньше. Вы почувствовали это на себе?
— Ну нас особо никогда не ротировали, я имею в виду наши песни на молдавском. Так что ничего не могу сказать по существу заданного вопроса, но, если музыка классная, люди все равно придут.
Зато на большие фестивали и клубные концерты в России нас всегда приглашали, и за это спасибо!
— Я немножко не понимаю вот чего. Все равно основные деньги вы зарабатываете концертами, на которых звучите и резко, и агрессивно. Зачем тогда прогибаться под пластиночный усредненный формат звука — чтобы и поклонников эстрады зацепить, и ваших рок–фанатов не сильно огорчить?
— Да эти песни из альбома «Белое вино/Красное вино» — они все или с трибьютов, или со съемок, или с проектов каких–то, это, в принципе, не альбом, а сборник (из неизданного)! Просто это рекордс–компания его так позиционирует. Мы эти треки даже не выбирали, ну, кроме некоторых.
— Есть много великих, талантливых, современных и тех, что из прошлого, молдавских исполнителей. Которые работают на родине и которые родом из Молдовы, но выступают там не так часто. Нет ли идеи записать что–то совместное с вашими земляками Валерием Гаиной и Иваном Демьяном?
— Желание–то есть, но мы немного подустали от подобного, и на нашем новом альбоме, который мы записываем в Берлине, нет ни чужих, ни фольклорных песен, все свое.
— Можете назвать самую лучшую молдавскую песню, на ваш взгляд? И обоснуйте, пожалуйста, свой выбор.
— Для меня это песня «Луме, Луме» (Lume, Lume). Это очень красивая, мудрая и глубокая песня. Она звучит и в фильме «Лаутары» режиссера Эмиля Лотяну.
— Глобальный вопрос задам: дала ли что–то миру культура Молдовы? Или она по большей части замкнута сама на себе?
— Культура любой страны обогащает мир. В каждой стране есть талантливые люди — спортсмены, художники, музыканты, артисты. Молдова — не исключение.
— Я где–то прочитал, что вы любите Шнитке. Вы это на полном серьезе сказали или решили эпатировать собеседника? Чтобы слушать Альфреда Гарриевича, нужен особый склад ума. У вас он какой?
— В 90–х годах прошлого века мы жили у друзей и после репетиции каждый день слушали Шнитке, «перцев», Pearl Jam, в общем — все в кучу. И мы были счастливы, между прочим. А Шнитке и для кино писал. «Белорусский вокзал» помните? А «Мертвые души»?
А насчет ума, я думаю, каждый человек по–своему уникален.
— А трудовая книжка у вас есть? Если нет, то надеетесь, что заработанных денег хватит на безоблачную старость?
— Трудовая книжка есть, конечно! Но это секрет (смеется. — О.К.)! А старость, по–моему, безоблачной не бывает, а вот молодость — это да! Я как–то о старости не задумываюсь пока. Артисты — они всегда молоды и умирают на сцене...
— Давно у вас хотел спросить. Насколько жизненны события в фильме «Черная кошка, белый кот» — это «клюква» такая или правды тоже хватает? У вас есть свой взгляд на это кино?
— В этом фильме очень много правды и гротеска. Кто тусовался с цыганами, тот это подтвердит. Так что да, все правдиво.
— Вас задевают великорусские шуточки о молдаванах как о невысоких классом строителях, которые запрудили Москву?
— Шутки про строителей меня абсолютно не задевают и не беспокоят.
— Вы родились в Волгограде. Будь ваша воля, вы переименовали бы этот город в Царицын или в Сталинград?
— Волгоград — хорошее имя для города! Ведь оно отражает смысл названия — град на Волге. Я за него.
Шнитке и рок–н–роллГруппа Zdob si Zdub выпустила свой новый альбом «Белое вино/Красное вино». Выпустила и выпустила, скажете вы. Понятно, что для фанатов коллектива сей...