11 декабря в столичном Дворце спорта пройдет концертная презентация нового альбома «Электричество» группы «J:Морс». Неделю назад концерт оказался под угрозой отмены. О подробностях этого конфликта, о новом альбоме и о том, почему не надо обижаться на Михаила Задорнова, лидер «J:Морс» Владимир Пугач рассказал в интервью Naviny.by.
Владимир Пугач. Родился 18 апреля 1976 г. в Пинске. В 1993 году поступил в Европейский гуманитарный университет, в 1998 году окончил его по специальности международное право. До 2005 года был практикующим юристом. Сейчас тоже практикует, но не за деньги. В 1997 году вместе с Артемом Ледовским создал дуэт No Logo, в котором оба писали свои песни и поочередно выступали в роли вокалистов. В конце 1999 года на основе No Logo была образована группа «J:морс». В 2002 году Ледовский покинул группу и Пугач стал ее единственным вокалистом. Он же с тех пор пишет абсолютное большинство песен коллектива на русском и белорусском языках.
— С чем была связана угроза отмены концерта?
— Я связал это с конфликтом с ОНТ. Телеканалу не понравилось, что мы не поехали на концерт «Беларусь — это мы!». Мы отказались от концерта, они пообещали принять меры, чтобы нас не было на их радио и телевидении. Ну, сняли и сняли, такие конфликты телеканалов с артистами бывают везде. В этот же день, 23 ноября, позвонили из Дворца спорта и сказали, что не смогут провести наш концерт — у них в этот день будет волейбол. Я описал эту ситуацию в блоге, информация пошла в СМИ, и каким-то образом волейбольное лобби не выдержало давления.
На концерте, помимо песен из нового альбома, «J:Морс» исполнит программу, которая будет соответствовать настроению новой пластинки.
— Отмечают, что альбом получился очень разножанровый?
— У нас все альбомы очень разножанровые, и об этом всякий раз говорят критики. Какой-то период мы пишем песни, и когда песенного материала накапливается много, мы выбираем из 20-30 треков те, которые больше всего нравятся. При этом мы совершенно не заботимся о том, чтобы это было выверено концептуально и жанрово. Когда меня спрашивают, в каком стиле вы работаете, я отвечаю — в стиле «песня». Для меня разножанровость — это плюс. Здесь можно брать пример со Стинга, который, мне кажется, так же к этому относится, экспериментирует с жанрами.
Название альбома — самое обычное. Была даже такая пластинка у группы «Аквариум» в свое время. Мы не очень оглядываемся на то, чего от нас ждут — в этом случае мы превратимся в конъюнктурный продюсерский проект, который сначала просчитывает фокус-группу, а потом делает песню. Двигатель того, что мы делаем — это наше внутреннее желание. И надеемся, что слушателям это понравится.
«Электричество» — это седьмой альбом «J:Морс», не считая сборников, переизданий и концертных записей. Предыдущие альбомы: «Аквамарин» (2009) «Адлегласць» (2007) «Босиком по мостовой» (2006), «Апрель» (2005), «Монтевидео» (2004), «Ассорти» (2000). Последние пять лет группа «J:Морс» четыре раза занимал первые места в Беларуси по продажам дисков. Только в 2008 году было второе место с некоммерческим белорусскоязычным альбомом «Адлегласць».
— Новый альбом, в отличие от прошлых, вы решили выложить на своем сайте для бесплатного скачивания. Это связано с тенденциями рынка?
— Да, потому что в абсолютных цифрах продажи уменьшаются. Не секрет, что в Беларуси, как и во всем мире, механические носители — компакт-диски — перестают быть предметом серьезного бизнеса. Люди очень просто все скачивают из интернета. В странах, где развита биллинговая система, за это платят, у нас — нет. Наша основная задача — чтобы нас слушали люди. Наверное, уже во всем мире есть такая тенденция, когда артисты зарабатывают, в основном, на концертах, а не на выпуске и использовании музыки. Для меня важнее, что за неделю наш альбом скачало 20 тыс. человек, чем я продал бы за эту неделю 5-6 тыс. дисков.
— Планируете ли прорываться на российский, европейский рынки?
— Музыка, которую играет «J:Морс» — это, по большому счету, мейнстрим (основное направление), которое есть в каждой стране. В государствах, внутренняя культура которых одновременно является мировым доменом, как Америка, Англия, их внутренний мейнстрим одновременно является международным. Российские артисты популярны только в России. С какой стати белорусская мейнстримовая группа станет популярна где-нибудь в Англии или еще где-нибудь?
— Проект «У нескладовае», который создал бывший участник «J:Морс» Роман Орлов, нацелен на то, чтобы продвигать белорусскоязычную музыку за пределами Беларуси…
— Они выпустили альбом, на мой взгляд, хороших песен. Я там даже поучаствовал в одной песне — потому что меня попросили. Все, что касается идеологии продвижения белорусской музыки — это ересь. Музыкант должен думать о том, как писать музыку, а не продвигать культуру — и тогда культура будет продвигаться сама собой. Если песни будут настолько хороши, что они будут ротироваться в России даже несмотря на то, что не поются по-русски, это произойдет само собой. Группа, которая создается по идеологическим соображениям, а не по музыкальным — это странно. Я не понимаю этого подхода.
Нынешний состав группы: Владимир Пугач (вокал, гитара, музыка, тексты), Павел Третяк (гитара), Денис Воронцов (клавишные), Алексей Зайцев (бас-гитара), Кирилл Шевандо (ударные), Владимир Позняк (бэк-вокал).
В прошлом году к 10-летию группы «J:Морс» выступил в театре им. Купалы — дал «Концерт в театре — сеанс с разоблачением». Песни разных лет прозвучали в специальных аранжировках с использованием необычных для группы инструментов — саксофона, виолончели, флейты, сопилки и др. Весной 2010 запись этого концерта была выпущена на CD и DVD.
— Михаил Задорнов в одном из своих монологов прошелся по современной эстраде, дескать, что за бред сегодня поют: «Поцелуй меня украдкой, вислоухая принцесса». Не в обиде за такое использование цитаты из вашей песни?
— Задорнов зарабатывает деньги на идее, которая примерно формулируется так: «Куда катится мир, если мы видим вокруг себя то-то и то-то». Он нашел одну из иллюстраций — фрагмент нашей песни. Конечно, я на него не обижаюсь, я же взрослый человек, как можно на это обижаться.
— Вы называете себя политически неангажированным человеком. На выборы вообще пойдете?
— Честно говоря, пока не знаю. Мне надо полдня, чтобы посидеть, изучить всю информацию, все выступления. У меня нет телевизора, поэтому получаю информацию через интернет. Пока это все похоже на цирк. Мне нужен мой герой, хотя бы на время, чтобы я за него проголосовал. Пока я его там не вижу. Но вообще, радует то, что в этом году все происходит более цивилизованно и по-европейски: никто не зовет несовершеннолетних подростков на мины, не бросает на милицию. Буду рад, если этого и не случится. Тенденция романтизировать политику, думать, что там есть хорошие и плохие — это глубокое заблуждение.