Государственная программа развития культуры на 2011 — 2015 годы впервые так прямо обращается к потенциальным спонсорам и меценатам: учреждается республиканский конкурс «Меценат культуры», будут создаваться попечительские советы при музеях, галереях, библиотеках... Но что такое попечительский совет и кому он нужен — вопрос, на который еще предстоит ответить.
Не станут ли эти советы обузой для своих «подопечных», превратившись в списки «свадебных генералов»? Сотрудничество крупных банков и компаний с учреждениями культуры — это ведь, как правило, всегда личная инициатива, но если она берется под государственный контроль, тут уже впору вести разговор о госзаказе. Однако никакие инструкции и постановления не заставят бизнесменов вкладывать деньги в культурные проекты. Чтобы практика безвозмездной поддержки культуры стала традицией и престижным занятием, потребуются годы, если не десятилетия, — увы, но среди культурных предпочтений белорусов музеи, например, или выставочные залы фигурируют пока никак не на первых местах. Чем же эти «очаги культуры» могут спровоцировать массовый энтузиазм частного бизнеса? И стоит ли так скоро стремиться к этому?
...Небольшая серебряная монета ручной чеканки в Национальном историческом музее демонстрируется с максимальными почестями: в отдельной витрине, с лупой заметно больших размеров, нежели все другие приспособления для разглядывания нумизматических ценностей в зале геральдических портретов и атрибутов. Этот невзрачный кругляшок металла — действительно большая ценность. Таких монет, изготовленных примерно в 1380 — 1400 годах в Новогрудке, в мире сохранилось всего две. Одну обнаружили во время раскопок на территории Виленского замка. Вторую — в Новогрудском районе, причем там была уже не археологическая, а случайная находка. Частный коллекционер, которому досталась монета, был прекрасно осведомлен о ее редкости и ценности, и если бы не содействие банка, не первый год помогающего Национальному историческому музею в приобретении значимых экспонатов, деньги времен Грюнвальдской битвы еще долго оставались бы для нас тайной...
Два года назад этот же банк купил для музея небезызвестную Радзивилловскую карту Великого княжества Литовского и с тех пор при каждом удобном случае не устает заверять, что перспективы сотрудничества с музеем у него самые долгосрочные. Свой постоянный спонсор есть и у Национального художественного — с помощью дружественной компании музей отреставрировал немало картин, провел не одну яркую выставку... С той же, пусть редкой, но бескорыстной поддержки отдельных меценатов начинали когда–то и современные российские музеи, для которых словосочетание «попечительский совет» сегодня звучит более чем привычно. И бесчисленные кавалеры престижного российского ордена «Меценат» как будто подтверждают, что дело там хорошо налажено, и уж если изучать чужой опыт, так почему бы не у ближайших соседей? Но всевозможные соцопросы, публикуемые в российских СМИ, рисуют картину далеко не самую радостную: по мнению большинства, меценатов в России нет вовсе! Так что вступающий в силу закон, который вот–вот переведет все бюджетные организации на коммерческие рельсы, у немалого числа российских музеев (особенно на периферии) вызывает состояние, близкое к панике. Закон не запрещает зарабатывать на дополнительных услугах. Но большинство музеев, даже самых именитых, по–прежнему полагаются в основном на бюджетное финансирование. И для этого есть причины.
Как и раньше, случаи бескорыстной помощи единичны, к тому же забота иных попечителей может стать тяжким испытанием для культуры. О чем говорить, когда даже Третьяковской галерее приходится соглашаться на проведение в своих стенах выставки художника средней руки, предложенного одной из коммерческих компаний–опекунов, накануне профинансировавшей несколько международных проектов «Третьяковки»! А несколько лет назад только ленивый российский журналист не описывал разгульную вечеринку с цыганами и эротическим балетом в петербургском Мраморном дворце (бывшем музее Октябрьской революции, ныне — филиале Русского музея), устроенную другим «покровителем искусства». Или свадьбу еще одного «друга музея» в усадьбе «Царицыно», куда на целых три дня перекрыли вход для будничных посетителей...
Тем временем в Америке, например, где большинство музеев частные, никто особенно и не стремится заполучить в попечительский совет коммерсанта побогаче. Студенты–волонтеры и праздные домохозяйки с мэром города во главе — типичная команда таких советов. Для того чтобы приставать к знакомым и собирать пожертвования, там необязательно быть главой крупной финансовой компании. Достаточно энтузиазма. Ну и осознания того, что активное участие в развитии музея или библиотеки не только поднимет твое реноме, но и даст несколько дополнительных бонусов при поступлении в университет или на работу. Ради соответствующей записи в резюме можно и побегать...
А вот здесь уже нужен отдельный закон о меценатстве. Стимулирующий потенциальных опекунов на благотворительность не только общественным вниманием, но, возможно, и налоговыми льготами. И четко определяющий границы «дружбы» бизнеса и культуры.
Вопрос по поводу
Какой попечительский совет вам нужен?
Оксана Торопова, директор музея Гомельского дворцово–паркового ансамбля:
— Изучив зарубежную практику так называемых «друзей музея» и опыт строительства Национальной библиотеки, которая впервой решилась обзавестись попечительским советом, в прошлом году мы также создали такой совет. И благодаря его поддержке уже провели несколько акций.
Совет пока небольшой — всего 9 членов, в него вошли и коммерческие организации, и частные предприниматели, и просто уважаемые люди города. Чем мы их завлекли? Ничего сверхнеобычного не предлагали — например, сотрудники компании–опекуна имеют право на льготы при посещении музейных мероприятий. Кроме того, члены попечительского совета могут влиять на подготовку того или иного проекта не только финансово...
Сергей Вечер, директор Национального исторического музея:
— В последние годы наш музей ведет активную работу с потенциальными спонсорами, и, возможно, в конечном итоге это приведет и к созданию попечительского совета. В декабре у нас появился генеральный спонсор музея, еще раньше мы стали вручать нашим постоянным меценатам почетное свидетельство «друзей музея» с пожизненным правом бесплатного посещения и возможностью участвовать во всех музейных делах.
Но пока серьезного опыта по созданию попечительских советов в Беларуси нет, надо ли с этим торопиться? Думаю, сначала стоит собрать вокруг себя надежных людей, которые искренне заинтересованы в поддержке культуры и понимают, что спонсирование культурных проектов положительно влияет на их имидж. И только после этого выходить на уровень совета опекунов.
Сергей Климов, директор Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж»:
— Конечно, попечительский совет — это, с одной стороны, хорошее финансовое подспорье. Но не только. К сожалению, музейные работники не всегда тонко чувствуют, чего ждет от музея современная публика. Музейщики вообще не очень любят пускать в свою сферу посторонних. И как раз попечительский совет с участием значимых деятелей культуры и других известных людей мог бы в этом помочь.
Ведь музей — это не просто хранилище вещей или предметов. По емкости информации он вполне может соперничать с интернетом! И поэтому должен быть по–настоящему живым, с нестандартными программами, конкурсами, концертами. Стать общественным аттракционом, масштабным мультикультурным центром. Как мне кажется, такой музей будет интересен не только публике, но и потенциальным меценатам.
Музейная арифметика
Лувр, Париж
Один из самых посещаемых музеев мира зарабатывает не только на билетах, но и за счет проведения в своих залах светских мероприятий: приемов, гала–концертов, всевозможных церемоний награждения, коктейлей и обедов. А также позволяя вторгаться в свои галереи кинематографистам (если помните, «Код да Винчи» снимали именно там).
Прадо, Мадрид
Существует в основном благодаря государственным дотациям и подаркам «друзей музея», которые нередко дарят картины уровня Гойи или Мурильо. К слову, цены на билеты здесь значительно ниже, чем в большинстве европейских музеев.
Музей Гуггенхайма, Нью–Йорк
Просветительские выставки здесь часто чередуются с коммерческими — экспозициями мотоциклов, например, или коллекций именитых кутюрье, что принесло директору музея Томасу Кренсу сомнительную славу самого предприимчивого и беспринципного музейщика. За 500 тысяч долларов в год стать членом попечительского совета может практически любой.
Музей современного искусства, Нью–Йорк
Билеты в МоМА (Museum of Modern Art) недешевы — 20 долларов днем, 50 рано утром и 60 — вечером, за час до открытия или сразу после закрытия (это для тех, кто не любит толкаться в более «демократичные» часы посещения). В магазинах, принадлежащих музею, торгуют дизайнерскими штучками и даже мебелью от знаменитых дизайнеров. За 60 тысяч долларов в год можно стать корпоративным спонсором и весь год водить коллег на бесплатные выставки.
Метрополитен–музей, Нью–Йорк
Система попечительства тут одна из самых продуманных в мире: за 95 долларов в год можно получить 10–процентную скидку в магазине музея, за 500 долларов — бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее. Всевозможные концерты давно анонсируются на музейных афишах вместе с выставками. За 20 тысяч долларов «годовых» можно побывать на всех приемах у президента музея... В итоге за год Метрополитен–музей на одних только членских взносах зарабатывает десятки миллионов долларов.
Музей изящных искусств, Бостон
Бостонский музей первым освоил прогрессивную технологию: за отдельную плату здесь можно загружать репродукции картин из его коллекции. Более того, позволяется «скачивать» даже картины из запасников, спрятанные там из–за особой светочувствительности!
Государственная программа развития культуры на 2011 — 2015 годы впервые так прямо обращается к потенциальным спонсорам и меценатам: учреждается республиканский...