Слушаю рок–н–ролл и все чаще вспоминаю Герцена: «Узок их круг, страшно далеки они от народа». Точнее не скажешь. За последние 20 лет FM–эфир совершил невероятный кульбит из тишины в полную какофонию. А начиналось все очень даже интеллигентно. Собственно, жизнь каждой радиостанции начиналась с того, что очередная группа романтиков задумывала уникальный по своему звучанию проект. Не буду вдаваться в подробности, скажу, что на мою судьбу все чаще выпадал формат с красивым названием adult contemporary — современная взрослая музыка. Научившись красиво произносить это название, я стала пользоваться большим уважением в среде просвещенных. За эффектными словами стояла качественная музыка, проверенная временем и «Билбордом». Помню, как на заре своей карьеры я еще путала Яна Гиллана с Роджером Гловером, Пейджа с Плантом, Eagles с Animals. За что, конечно, было стыдно, и я быстро исправилась. И только набрала обороты, научившись срывать аплодисменты, запуская в эфир Гэри Мура, как оказалось, что прекрасный adult contemporary слушает категория людей душой прекрасных, но... узок их круг и далее по тексту Герцена. Словом, для коммерческой радиостанции придерживаться этой целевой аудитории стало слишком дорогим удовольствием. Так, однажды на собрании ди–джеев было объявлено: «Начинается эра ностальгии и шансона, а золотые коллекции рок–н–ролла слушайте дома».
Первым порывом, конечно, было покинуть радиостанцию, встать в позу, сохранив верность своему вкусу. Что некоторые мои коллеги и сделали. Но, совершив пару–тройку кругов по FM–орбите, многие так же гордо и вернулись. Есть такая душевная песня — «Я куплю тебе дом». Радиослушатели ее очень любят. Воплощает она чаяния простого работяги — купить дом. А желание дамы его сердца — получить дом в подарок. Что ни программа по заявкам, так обязательно эту песню просят поставить «в подарок для любимой». В один погожий день я ушла с радиостанции, играющей шансон, но по дороге домой, в магазине, такси и даже дома (о, ужас!) меня опять подкараулили Ваенга и Стас Михайлов.
В наших широтах Ив Монтан, Жак Брель, Серж Генсбург и Жильбер Беко такие же шансонье, как Джим Мориссон, а потому звучат в категории «ностальгии», либо в рубрике «современная взрослая музыка». Бывает иногда Джо Дассен с «Индийским летом» просочится в эфир, но вряд ли при этом кого–то из слушателей интересует, что песня эта посвящена Махариши Махеш Йоги и модному движению, которое охватило Голливуд в конце 60–х. И, кстати, выкосило знаменитостей, не сумевших справится с сопутствующей движению пагубной страстью к наркотикам. Все эти подробности, видимо, излишни для наших меломанов. Как и обращение к истокам шансона, к творчеству лирических французских поэтов Средневековья — труверов и трубадуров.
Грубый юмор, незамысловатая музыка — всего этого стало пугающе много в радиоэфире. Я включаю приемник и думаю, действительно ли такова слушательская аудитория, как многие ее себе представляют. Неужели людям перестали нравиться интересные факты и интеллектуальные программы? Или это замкнутый круг? Людям хочется слушать радио, им предлагают ерунду, они от нечего делать ее слушают, а те, кто наполняет радиоэфир, думают: «Ну слушают же...»
Была такая хорошая мудрая фраза сказана Станиславским: «Искусство не должно опускаться до уровня толпы, народ должен тянуться к искусству». С другой стороны, может, радио — это и не искусство вовсе... А, например, зеркало. И нечего на него пенять.
Труверы против рокеровКолонка Татьяны СУЛИМОВОЙСлушаю рок–н–ролл и все чаще вспоминаю Герцена: «Узок их круг, страшно далеки они от народа». Точнее не скажешь. За...