Галерея современного искусства «Ў» при поддержке Forex Club в Беларуси презентовала проект Андрея Бусла «Aeternus et momentum». Художник сделал попытку запечатлеть на полотне недолговечное искусство street-art.
Андрей Бусел, говоря о своих работах, сразу расставляет акценты. Есть то, что он делает на улицах, расписывая старые стены домов в разной технике или создавая в интерьере скульптуру из недолговечных материалов (папье-маше, например), а есть полотна, запечатлевшие street-art.
Street-art в исполнении Андрея Бусла — это не банальное граффити. Как отметила куратор выставки Оксана Жгировская, его работы выделяются тем, что художник переосмысливает общепризнанные мировые шедевры эпохи Ренессанса и помещает их в заброшенное городское пространство. Среди улиц, где есть работы Бусла, — Смоленская, Лошицкая, Революционная. Несколько художественных объектов созданы в Лошицком парке, а также в заброшенном здании больницы на улице Бровки.
Первое впечатление от работ в стиле Ренессанса в интерьере полуразрушенного здания всегда сродни шоку — слишком велик контраст между созданными художником образами и грубой реальностью. Вместе с тем люди реагируют на его искусство в городском интерьере, отметил Андрей Бусел, с большим интересом: «Особых проблем в связи с занятием street-art у меня не было. Когда видят, что я не рисую баллончиком на стене, понимают, что я не занимаюсь граффити и не вандал».
Ренессанс в интерпретации Андрея Бусла — это «уникальный логотип искусства в сознании человека», поясняет Оксана Жгировская: «В работах, выполненных в разрушенных зданиях города, которые становятся временными местами проживания бездомных людей, противопоставляются вечное и сиюминутное (aeternus et momentum), высокое и уличное искусство. Соединение урбанистических построек и типичных домов в спальных районах Минска, возрастом чуть более 70 лет, с шедеврами Ренессанса приводит к созданию новых значений работ общепризнанных мастеров мирового искусства и до альтернативного восприятия Минска».
Прелесть уличного искусства как раз в том, что оно в каком-то смысле неуловимо и может исчезнуть в любой момент. Сам художник рассказал, что вовсе не стремится к тому, чтобы его работы жили долго: «Два месяца — это предел для их существования. Дождь, ветер — все оставляет следы на моих работах. Был даже случай, что они видоизменялись до неузнаваемости, пока я создавал их. Однажды даже сфотографировать не успел».
Перенес работ на полотно — попыткой запечатлеть неуловимое и представить ретроспективу работ street-art в классическом галерейном пространстве, отметила Оксана Жгировская.
По ее словам, в основе концепции проекта «Aeternus et momentum» лежит стремление привнести новые смыслы в современное пространство города и его повседневность, а также создать новые интерпретации общепризнанных шедевров, стирая границы между высоким и уличным искусством.
Есть еще одна идея — сделать видимыми минских художников street-art и включить уличное искусство в отечественный художественный рынок. Однако, это уже совсем другая история, говорит Андрей Бусел.