Легко ли снять хорошее кино на айфон? Нелегко, но можно. Пример чему — работа белорусского режиссера Кирилла Нонга «Монтажер». Кирилл учился в Нью-Йоркской киношколе, однако решил оставить новую жизнь в Америке ради планов в Беларуси.
Naviny.by расспросили Кирилла о том, почему он уехал из Штатов, зачем взял в руки айфон и как ему удалось устроить погоню с перестрелкой в самом центре Минска.
— Родился я в 1989 году в Минске. Мама белоруска, отец из Вьетнама. Учился в школе с углубленным изучением английского языка, именно поэтому еще до отъезда в США этот язык для меня был как родной, — рассказывает Кирилл.
— Как Вы начали увлекаться киноискусством?
— Снимать я начал уже в 9-м классе. Самый первый видеоролик был снят на цифровой фотоаппарат Casio с функцией видеозаписи. Я и мой лучший друг, а также актер всех моих фильмов по сей день Александр Лисовский начали снимать смешные видеоролики. Все это было на уровне хобби. Однако я быстро приобрел популярность в школе — всем очень нравилось смотреть на своих одноклассников в моих фильмах. Уже в 11-м классе я понял, что режиссура стала для меня чем-то большим, нежели просто развлекательное хобби. Я понял, что хочу связать свою жизнь с этой деятельностью. Думал поступить в Белорусскую академию искусств, даже ходил на курсы подготовки. Но в какой-то момент мне стало страшно — я понял, что мой внутренний мир, мое видение кино может быть полностью стерто. А внутренний мир — это все для меня…
— Так вы оправились в США?
— Нет, вначале я поступил в Институт современных знаний на факультет продюсерства. Но долго там не задержался. Я понимал, что нужно попробовать себя на высоком уровне, хотел стоять у кинокамеры, работать с актерами, получить что-то большее от жизни. Потому решил учиться в США. Думал поступить в New York Univercity, но понял, что это будет слишком «круто» для меня, как по сложности, так и по деньгам. Выбрал нечто среднее — New York Film Academy, которая считается скорее киношколой. Там я занимался на One Year Filmmaking Program (одногодичной программе фильмейкинга). Так у меня началась новая жизнь с новыми людьми, новыми мыслями, новым настроением. Было очень тяжело, но и очень интересно.
— Почему вернулись после этого в Беларусь?
— Я понимал, что у меня есть шанс построить жизнь с нуля. Однако мне не давала покоя одна мысль — о том, что я могу попробовать применить свои новые силы и знания у себя дома, в Беларуси. Я люблю свой дом. И я верил в то, что я смогу сделать что-то новое, другое. После окончания программы, в течение года у меня была практика, я работал в качестве оператора в разных студиях.
В августе 2010 года я вернулся домой. Я понимал, что мне будет тяжело работать в Беларуси после жизни в Америке. Но я не унывал, у меня была миссия: сделать все, что могу в своей стране. Я хотел «удариться головой об потолок», осознать, что мне нужно что-то большее, и морально дорасти до большого мира.
— С тех пор прошел год. Удалось дорасти?
— Я успел побывать режиссером рекламы для компании «Данон», снял пару клипов, в том числе, клип группе TokRukoo, солист которой является моим хорошим другом, и три короткометражных фильма: «David», «Друзья Прошлого» и «Монтажер». Первый фильм — моя выпускная работа в академии, он участвует в международных фестивалях. «Друзей Прошлого» я снял полтора года назад, но полностью смонтировал только зимой. Этот фильм был скорее экспериментом и новым опытом для меня. Это небольшая история о жизни лучших друзей, попавших в автокатастрофу. Я все еще думаю отправить его на какой-нибудь фестиваль. А скоро я буду снимать третий ролик для телевидения.
— Фильм «Монтажер» Вы сняли специально на iphone4 — для эксперимента?
— Во-первых, меня всегда впечатляло качество видео iphone4. Я загорелся идеей снять фильм на айфон после того как интернет «завалили» фильмы, снятые на данный телефон. Во-вторых, в Беларуси как раз тогда начали проводить конкурс мобильного кино. И тут я понял, что у меня есть шанс снять фильм на телефон и показать его людям. Было много идей для фильма, и я решил снять развлекательное кино. Я получил массу удовольствия, работая над этой короткометражкой, ведь все участники — мои друзья, разделявшие мой энтузиазм.
— Некоторые и с профессиональными камерами не могут выдать стоящее видео. Как Вам удалось сделать столь качественную короткометражку?
— Несмотря на простоту проекта, я столкнулся с рядом проблем. Мне нужно было придумать, как получить максимально качественную картинку от телефона, я придумал крепления для машины, поставил телефон на стедикам, старался выбирать места с максимальной освещенностью по ночам, так как дополнительного света у меня, конечно, не было, я старался найти как можно больше локаций, имея почти нулевой бюджет. В результате появилась достаточно динамичная короткометражка. Может быть, кому-то она покажется бессмысленной и «ни о чем», кому-то она понравится высоким качеством картинки, учитывая, что все снято на телефон, возможно, кто-то увидит себя в лице Монтажера, преданного своему делу, несмотря на жизненные трудности. Я получил самое главное — достаточно качественный продукт и массу удовольствий.
— Не было ли проблем с организацией «погони» и «перестрелки»?
— Проблем, к счастью, не было. Мы снимали в 3 часа ночи и не издавали никаких звуков, чтобы никого не разбудить. С погоней было немного сложнее. Однако хочу подчеркнуть, что мы не нарушали правила дорожного движения. Эффект скорости был сделан в монтаже. Проблема заключалась в том, что в ночь съемок выпал густой снег. На дороге была «каша», мне было страшновато ехать на место съемок, не говоря уже о погоне, но благодаря смелости и опыту вождения моих товарищей мы смогли без инцидентов организовать погоню в центре Минска.
— В фильме «Монтажер» главный герой до беспамятства увлечен своей работой. Это списано с Вас?
— Идея, конечно очень близка мне. В каком-то смысле Монтажер был списан с меня и моего рода деятельности. Именно поэтому мой фильм так понравился в первую очередь фильмейкерам.
Сейчас я работаю над новой короткометражкой, этот фильм будет в стиле «Монтажера» — уж очень понравилась эта идея, и я хочу ее развить для 20-30 минутного фильма. Надеюсь, к осени он будет готов. И он станет, пожалуй, экзаменационным для меня — я увижу, чему я научился за последние пару лет. И вот основываясь на этом, я буду решать, что у меня получается лучше, что хуже. Конечно, я планирую попробовать поработать в других странах, я снимаю рекламные (как телевизионные, так и любительские, экспериментальные) ролики. Но я принимаю в расчет свой юный возраст. И до большого кино нужно еще дорасти.