Художница долго, под разными предлогами, отказывалась от интервью, но сдалась. Мы сидим в ее доме, который продолжение и герой ее творчества, пьем чай и беседуем...
Она родилась в августе 1941 года в селе Андросовка Куйбышевской области. В первые дни войны семья покинула горящий Минск. Сергей Петрович — отец будущей художницы — смог довезти беременную жену и ее сестер до Орши, где и был мобилизован в действующую армию. Семья отправилась в эвакуацию. Дочь увидела отца только через 5 лет, в 1946–м, когда фронтовик вернулся в Минск из далекой Маньчжурии...
Художница долго, под разными предлогами, отказывалась от интервью, но сдалась. Мы сидим в ее доме, который продолжение и герой ее творчества, пьем чай и беседуем. Обвожу взглядом все, что висит на стенах, стоит на полочках и комодах, спрашиваю:
— Светлана, как, по каким признакам отличить хорошую картину от самой обычной?
— Существует много критериев: цвет, композиция, пространство. За долгую жизнь в искусстве накопились и знания, и опыт. Я много всего видела. Как сказать о работе Павла Филонова, что это плохо? Человек подготовленный так не скажет. А еще в этом деле не последнюю роль играет интуиция.
— Случалось, что, закончив картину, понимала, что получился шедевр?
— Бывало, но чаще наоборот... Пишешь, пишешь, а работа не идет. И жизненный опыт совершенно не помогает. Вот история из прожитого. Мы с Зоей Литвиновой были молоды, работали в мастерской на улице Первомайской. Наш сосед — известный художник Виталий Цвирко. Иногда он заглядывал в нашу комнату, смотрел на нас, молодых, и с улыбкой, попыхивая сигаретой, говорил: «Тяжелое это дело — искусство, ох, тяжелое!» Смеялся и уходил, а мы продолжали красить...
— Когда веселее и азартнее работать — когда молод или когда опыт помогает?
— Думаю, когда опыт минимальный. В молодости ведь много энергии. Говорят, что искусство — сплошные муки, но это совсем не так. Работа — счастье, особенно если получается.
— Светлана, насколько для вас важно чужое мнение?
— Я уже и сама могу разобраться в том, что сделала. Хотя есть и те, с чьим мнением считаюсь. Но бывает, что и с их мыслями я не согласна. Ведь кому как не автору знать о том, что задумано и что получилось. По большому счету, чужое суждение для меня не играет большой роли.
— Какие чувства приходится испытывать, зная, что большая часть монументальных работ уничтожена, утрачена и не будет восстановлена никогда?
— Такие у нас правила, к сожалению: можно взять и закрасить роспись, например, или сбить мозаику. И никто за это не понесет наказания. У художника никогда разрешения не спрашивают. Грустно...
— Интересно получается — сами уничтожаем, а потом сами и восстанавливаем. Я не говорю про настенную живопись прошлых столетий, там войны и пожары целые города разрушали. Я о тех работах, которые были сделаны несколько десятилетий назад.
— Искусство интересно своей неповторимостью. Лучше не уничтожать, тогда и восстанавливать не придется. Сегодня вообще изменилось отношение к живописи: многие художники работают не по велению души, а на потребу заказчика.
— Извиняюсь, Светлана, но и Веласкес работал по заказу испанского короля, и Андрей Рублев иконы писал по просьбе церкви.
— У нас тоже раньше существовал художественный совет, в который входили не самые худшие, а иногда и лучшие художники современности. Сейчас процессом руководит сам заказчик, а его эстетический уровень, мягко говоря, оставляет желать лучшего. А кто и как распределяет заказы, я знаю хорошо. Тут важнее, как ты умеешь договариваться, убеждать и переубеждать, а не как рисовать и писать. В еще не очень далекие времена к работе у художника было иное, более трепетное отношение. Тогда многие мастера старались создать произведение искусства, а уже потом заработать. Сегодня профессиональный уровень и глубина потеряны. Среда, которая формировала серьезное искусство, распалась. Я вступала в Союз художников в 1970 году. Тогда кандидатов утверждали в Москве, вступить было очень сложно. А сейчас я даже не уверена, нужен ли Союз художников в таком виде, в каком он существует.
— Я заметил, что многие в последнее время стараются дистанцироваться от этой организации.
— Мне она тоже неблизка. По сути своей я не являюсь администратором. Мне нравится сидеть дома и работать. Если кого–то интересует мое дело, то пусть приходят и смотрят. А все эти современные инсталляции, в которые многие кинулись и активно занимаются, — пустота. Я не вижу себя в этих модных направлениях.
— Если бы можно было вернуться лет на 30 — 40 назад, то Светлана Каткова занималась бы тем же, чем и тогда, или чего–то не стала бы делать?
— Даже не знаю (смеется). Когда мы с Литвиновой делали кинотеатр «Вильнюс», то энкаустикой (роспись красками на воске) в Белоруссии никто не занимался. Может, некоторые работы я и не стала бы делать, зная, какая их постигнет участь...
— Раньше в республике активно развивалось традиционное народное искусство: ткачество, соломка, керамика, а сейчас все свелось к узкому сувенирному ассортименту. Почему так?
— Нет желания заниматься. Если сравнить с соседней Литвой, то мы сильно отстаем. Должны быть мастера высокого уровня, чтобы поддерживать спрос на подобную продукцию. Проблема в том, что массовое производство, например, посуды не развивается. Вроде и художников–керамистов хватает, а чашки, тарелки делаем такие же, как и 30 лет назад. А пустующую нишу быстро заполняет китайский, польский, литовский ширпотреб.
— Светлана, почему стало мало ярких индивидуальностей, действительно крупных мастеров?
— Сейчас все художники похожи друг на друга как родные братья. Если не прочтешь подпись под работой, то и не скажешь, кто ее сотворил. Все держат нос по ветру. Кто–то начал продаваться — тут же и другие делают похожие работы, что бы их поскорее и выгоднее сбыть. Раньше республиканские и всесоюзные выставки состояли из ярких личностей. Приходишь и сразу узнаешь авторов.
— Кто влиял на ваше творчество?
— Нынче каждый варится в собственном соку, а раньше жизнь бурлила. Проходили большие выставки, куда свозились самые яркие и интересные работы. Говорят, все можно увидеть в интернете... Но я уверена, что живопись надо смотреть в оригинале, сравнивать. Мне думается, лучше пошире открыть глаза, выйти в сад и смотреть на небо, на цветы, деревья... Только таким образом можно увидеть то, чего никто не замечал.
Уверена, пройдет время и многое изменится. Художники вернутся к чистой живописи, к предмету, к фигуре. Людям захочется настоящего. Ведь по–другому не может быть. Лучше хорошего полотна в интерьере ничего не придумаешь. На настоящую работу художника можно смотреть долго, каждый день.
— Светлана, если бы вам предложили выбрать для своего дома три картины, то что бы висело на его стенах?
— Обязательно взяла бы работу Поля Сезанна. Не отказалась бы от картин Пикассо, Модильяни, Бялыницкого–Бирули... Но для того чтобы разместить любимые картины всех тех, кого люблю и кем восхищаюсь, никаких стен не хватит.
У меня дома висит работа Светланы Катковой. Большой холст, на котором изображены цветы. Я смотрю на это полотно каждый день, а когда уезжаю и возвращаюсь, то радуюсь встрече с картиной, как с хорошим молчаливым другом.
Досье
Светлана Каткова входит в «золотую десятку» лучших белорусских художников. Она участвовала и участвует во всех самых значительных выставках и художественных проектах как в стране, так и за рубежом. Ее полотна, акварели, керамика находятся в музейных коллекциях и частных собраниях во многих странах. По ее монументальным работам (большинство уничтожено по причинам, не зависящим от художника) учатся студенты.
Художница долго, под разными предлогами, отказывалась от интервью, но сдалась. Мы сидим в ее доме, который продолжение и герой ее творчества, пьем чай и беседуем...