Рейтинг основывается на оценках, которые четыре постоянных автора музыкального интернет-проекта выставляют при написании рецензий. Итоговой оценкой диска является средний балл, полученный от авторов.
«Учитывая, что авторы разного возраста и у нас разные музыкальные вкусы, картинка получается более объективной и сбалансированной, чем если бы диски оценивал кто-то один», — объяснил Naviny.by руководитель проекта Дмитрий Безкоровайный.
В результате, первые три места заняли «Зімачка» группы «Троіца», «Веселые картинки» группы «Ляпис Трубецкой» и «Дзевачкі і космас» Akute.
«Зімачка» — шестой студийный альбом коллектива Ивана Кирчука. Он был записан в Варшаве со звукорежиссером, номинировавшимся на премию «Грэмми». «Веселые картинки» Ляписа Трубецкого — 11-й студийный альбом, над которым группа работала в Киеве с известным украинским саундпродюсером Виталием Телезиным. «Дзевачкі і космас» — дебютный альбом Akute, основанного экс-басистом и экс-гитаристом могилевской группы «Глюкі».
«Можно сказать, что после очевидного спада в 2010 году (около 25%) в первом полугодия 2011 объемы выпуска новых альбомов в рассматриваемом сайтом стилистическом сегменте (рок, поп, фолк и их ответвления) вернулись на уровень 2008-2009 годов — порядка 30 альбомов за шесть месяцев, — рассказал Дмитрий Безкоровайный. — Но в связи с нынешней экономической ситуацией в стране нет уверенности, что эта тенденция будет иметь продолжение. Скорее всего, уже во втором полугодии новых альбомов вновь станет меньше».
Высокие оценки альбомов этно-трио «Троица» (9,50) и «Ляписа Трубецкого» (9,00) еще раз подтвердили экстра-класс этих групп.
«Нынешний результат диска «Троицы» — лучшее достижение среди современных альбомов за все время существования проекта. Даже если учитывать архивные записи, то больше у нас получил только самый первый альбом ансамбля «Песняры», — отмечает Дмитрий Безкоровайный.
«Дело, прежде всего, в творческой уникальности обоих коллективов. У «Троицы» это блестящая адаптация исконных традиций в современном музыкальном контексте и великолепная композиторская работа. У «Ляписов» — оголенный до невозможного нерв, крик не отчаяния, а принуждения действовать, ощутить себя человеком, личностью», — считает один из экспертов проекта Дмитрий Подберезский.
В своем личном рейтинге музыкальный критик также поставил на первое место альбом «Зімачка» группы «Троіца».
«Это стопроцентно белорусская музыка, стопроцентно национальный продукт, — отметил Дмитрий Подберезский в комментарии для Naviny.by. — «Троіца» работает с белорусским языком, народными текстами, и при этом создает оригинальную музыку. Вот что существенно».
Из молодых групп Подберезский выделил Akute: «Всех музыкантов, которые попали в мой топ-10, я считаю достойными. Однако, по большому счету, не было в первом полугодии чего-то такого, чтобы я сказал «Ах!». Разве что за исключением Akute. Вот это было для меня приятно. Это очень честная, открытая музыка, с запалом. Тут нет игры в рок-н-ролл, это и есть настоящий рок-н-ролл».
Говоря о дебютных альбомах, Дмитрий Безкоровайный отметил, что 2-3 пластинки в год — нормальный результат для нашего рынка: «В прошлом году были сёрф-рокеры The Silicon и рэпперы Pananieba. В этом полугодии, например, B_Side, которых до этого по сути никто не знал. Но на самом деле те же Akute, «Петля Пристрастия», Rockerjoker, «Калачиком Рядом» — это в общем-то еще молодые коллективы, которые два-три года на сцене. Да даже «Серебряную Свадьбу» и Аню Хитрик (Sounduk) тоже не назовешь какими-то старичками. Из всей десятки к старшему поколению я бы отнес только «Ляписов», «Троицу» и Войтюшкевича, а это лишь 30%. А если вспомнить о том, что «Ляписы» сейчас играют музыку поактуальнее многих молодых групп, то вопрос вообще снят с повестки дня. Белорусская музыка обновляется, меняется, несмотря на все сложности существования отечественных музыкантов».
И это несмотря на то, что играть свою музыку в Беларуси вообще невыгодно — «проще организовать кавер-бэнд и стабильно зарабатывать 300-400 долларов за вечер на свадьбах и корпоративах». Потому «становление нового коллектива с оригинальным почерком и материалом — достаточно долгий и трудоемкий процесс, особенно учитывая, что музыкальный рынок у нас достаточно маленький и большинство музыкантов занимается музыкой на свои заработанные на другой работе деньги».
В отличие от 2010-го года, когда белорусскоязычные альбомы впервые за несколько лет добились преимущества над русскоязычными записями, в первом полугодии 2011 записи на русском вновь стали лидерами (48,3%).
«Цифры последних лет говорят об очевидном — русский язык доминирует в отечественной музыке, хотя доля белорусского языка в этой сфере выше, чем в реальной жизни. Русский язык чаще выбирают поп-артисты и мэйнстримовые рок-исполнители («J:морс», «Без Билета»), белорусский более популярен в альтернативных кругах. В итоге наши цифры зависят от того, какая часть артистов выпустит больше дисков, — пояснил Дмитрий Безкоровайный. — Но мы говорим об альбомах, а на уровне общего количества артистов и творчества русский язык безоговорочно доминирует. И это изменится только тогда, когда изменится отношение общества к белорусскому языку. Тем не менее, если брать долю значимых в творческом плане альбомов или артистов, то здесь все же русский и белорусский на достаточно равных ролях. Например, в нашей десятке за полугодие 4 белорусскоязычных альбома».
Еще одной особенностью 2011 года стал скачок доли интернет-релизов.
«В последние полтора года их доля составляла около 30%, а в этом полугодии она составила больше половины — 60% от всех выпущенных новых альбомов, — говорит Дмитрий Безкоровайный. — В принципе, это продолжение мировой тенденции ухода музыки в интернет, которая добралась и до нас с ростом в стране доли высокоскоростного доступа. Компакт-диск из способа знакомства с музыкой все больше превращается в сувенир с любимой музыкой, которую люди уже скачали из интернета. И пути назад нет».
Как отметил эксперт, в белорусской музыке каждый может найти что-то для себя, даже самого разного рода эстеты и гурманы: «Проблема в том, что ее лучшие образцы зачастую мало кто знает, и мы стараемся этот недостаток информации компенсировать. Стереотип об отсутствии у нас интересной музыки для человека продвинутого и наслушанного можно и нужно ломать, причем начинать надо с себя. Достаточно проявить хотя бы немного интереса».