В полоцком Спасо–Преображенском соборе недавно открыли фреску XII века с изображением покровителя Чехии — князя Вацлава. Реставратор живописи, известный российский специалист Владимир Сарабьянов, авторитетно заявил: «С уверенностью можно сказать одно: если в Чехии узнают об этом, то поток паломников из этой страны сюда будет нескончаемым». Пока известие дойдет до Праги, бизнесмены должны изготовить сувениры.
Но не сыщете вы в Полоцке даже глиняной статуэтки Скорины. Их всех заменяет деревянный Нестерка на магните с надписью: «Привет из Полоцка». Пикантная подробность: между ног у Нестерки болтается колокольчик. Извините великодушно...
Очень хочется, чтобы в нашем самом древнем городе, который в следующем году отметит 1150–летие со дня первого упоминания в исторических анналах, появились достойные сувениры. В конце сентября в Полоцке отметили 850–летие создания Креста преподобной Евфросинии. Уверен, что любой паломник приобрел бы себе маленькую освященную копию реликвии. Но нет таковых в ассортименте.
Другое дело — предприимчивые молодечненцы. Здесь к «Дажынкам» появились в продаже куклы в образах механизаторов и трактористов. Усатые белорусские мужики высотой в винную бутылку вполне симпатично выглядят на фоне безделушек, которыми заполнены витрины магазинов с подарками. По крайней мере, тот, кто побывал в минувшие выходные в Молодечно, смогли приобрести на память хоть что–то напоминающее о празднике.
Для имиджа городов (да и сел, среди которых также есть весьма перспективные для туризма, как Раков, Мотоль) важно и то, как оформлены улицы. Вроде как проблем с этим нет. Чего стоит одна подсветка. Но то в ночи. А днем?
О том, как безвкусная реклама портит фасады, недавно громко заявила Генеральная прокуратура. О безликих витринах хотелось бы помолчать. Потому что непонятно, почему в продуктовом магазине завешивают огромное красивое окно «портретами» колбас и помидоров.
Удивил ГУМ. В его витринах появились манекены в одеждах разных эпох — от 50–х годов до наших дней. Дизайнерам удалось создать мини–музей. Радиолы и телевизоры, костюмы полувековой давности, машина «Запорожец»... Коренному горожанину и приезжему страннику уже не надо идти в лавку или галерею древностей, а достаточно прогуляться несколько минут возле ГУМа, чтобы не только изучить ассортимент магазина за вторую половину ХХ столетия, но заодно наглядно представить историю страны — в бытовых подробностях.
Идея простая. Собрать раритеты — тоже нетрудно. К счастью, наши бабушки не разбирают свои шкафы десятилетиями и хранят платьица, надетые лишь однажды — на выпускной бал. Любому туристу будет любопытно поглазеть, например, на телевизор «Беларусь», которому больше полувека. Вещь стильная. Сейчас бы в старый аппарат новую начинку — и можно смотреть кино.
Известный магазин женского белья тоже пошел оригинальным путем: превратил витрины в «литературные салоны», оформив их увеличенными в размерах рукописями стихов Купалы и Богдановича вместе с портретами классиков. Лично меня радует, что национальная поэзия звучит теперь не только в День письменности.
Из таких ярких образов складывается имидж всей страны. На днях на улицах Минска появились необычные бигборды: они ничего не рекламируют, а всего лишь напоминают, как называются по–белорусски ягоды. «Ажыны, шыпшына, журавiны, агрэст», — вся эта вкуснятина — только часть большого проекта Института языка и литературы НАН и предприятия «Белвнешреклама». Акция называется «Смак беларускай мовы», и, на мой взгляд, это вполне уместное дополнение к внешнему виду мегаполиса. Так мило и ненавязчиво можно создать неповторимый облик наших городов. Теперь осталось придумать, что хорошего предложить гостям на память из сувениров.