Адам Бабарэка. Збор твораў у двух тамах. Вiльня, iнстытут беларусiстыкi, Беласток, Беларускае гiстарычнае таварыства, 2011.
Адам Бабарека — легендарный белорусский критик, мыслитель, принадлежащий к «расстрелянному поколению», умер в 1938 году в лагерной больнице. О нем почти ничего не известно широкой публике, его наследие в основной своей части не было опубликовано при жизни. А между тем по глубине мысли Бабарека не уступал известным российским критикам того времени, да и сегодня его статьи чрезвычайно актуальны. Он размышлял, какой должна быть критика, над философией Шопенгауэра и белорусской идеей, записывал в блокноте, что поэзия — дочь одиночества... Основу двухтомника составили документы Белорусского государственного архива–музея литературы и искусства. Часть из них, сбереженная когда–то семьей критика от обысков, передана в архив дочерью Адама — Алесей. Составители: директор архива–музея Анна Запартыка и его сотрудник Виктор Жибуль. Работу им пришлось проделать огромную, в два объемных тома вошли не только статьи, проза, поэзия, публицистика, но и записи из дневников и записных книжек, письма, уникальные фотографии. Большое дело сделано.
Ольга Славникова. 2017. Роман. Минск, АСТ, Астрель, Москва, 2011.
Именно с этим романом Ольга Славникова получила «Русского Букера». Хотя заявляла, что собирается зайти на территорию трэша: «Попробую поставить детективную фабулу на службу литературе». Сюжет есть, а еще аллюзии на сказки Бажова. Действие происходит в недалеком будущем, на Урале. Здесь не только жуликоватые корпорации и всесильная международная ювелирная мафия, но и хитники — добытчики самоцветов, независимые мастера, наследники Данилы, изготовившего каменный цветок для хозяйки Медной горы. И хозяйка, то бишь ее ипостаси — каменные девки — есть. Главный герой, хитник и гранильщик Иван Крылов, встречает в городе такую Каменную девку... Их любовь мучительна и романтична. Они не знают ни настоящих имен, ни адресов друг друга. Но после того как Крылову удается найти любимую в реальной жизни, любовь терпит крах. Дама оказывается вдовой наставника Крылова, профессора Анфилогова. Нелюбимый старый муж оставил ей огромное состояние, и женщина каменеет, черствеет изнутри, готовая поступиться любовью, а Крылов на компромиссы и неправедное богатство не согласен. Не может удержать при себе сурового гранильщика и его бывшая жена Тамара, блестящая бизнес–дама. Герой уходит из мира наживы и вранья, из хаоса грядущей революции, этакий небритый мачо в духе шестидесятых, не хватает только саунд–трека «зеленое море тайги», и ждет его месторождение корундов, а возможно, смерть лютая, но зато и свобода. Нет, не получилось у автора просто детективное чтиво. Сама манера исполнения заковыриста и витиевата, каждое существительное требует образа, вписывается в метафору. Как признался один из критиков, читать прозу Ольги Славниковой — нелегкий труд, требующий полной самоотдачи.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.