Продолжаем дискуссию, начатую писателем Владимиром Липским. Сегодня слово взял Георгий Марчук. В редакционном портфеле есть и другие материалы, которые мы в развитие дискуссии планируем публиковать. Единственная просьба к уважаемым авторам: редакция просит вас не сводить дело к личностным характеристикам своих коллег, а приблизить разговор к настоящим проблемам белорусской литературы. Дискуссия продолжается.
В выдающемся романе М.Шолохова «Поднятая целина» есть сцена бабьего бунта, когда казачки у амбара с зерном пытают Давыдова. Один ушлый казачок подзуживает: «У него ключи, бабы. Бей его, бей!», а сам за плетень, от греха–то подальше.
Не могу понять, почему после прочтения статьи–отчета о собственной работе в литературе нашего коллеги В.Липского «Писатель и читатель» в газете «СБ» от 10.11.2011 года у меня возникли ассоциации с этим эпизодом. И вроде многое по делу в этой статье, особенно о роли писателя, его предназначении. Ведь В.Липский — публицист со стажем, более тридцати лет возглавляет журнал «Вясёлка», в почтенном возрасте. Ну как не согласиться с такой цитатой: «Сейчас за книгу получаем столько грошей, что с ними порядочный бизнесмен не осмелится пойти на обед в ресторан» или «Писатель призван воспитывать душу человека, противостоять бездуховности». Обидно другое, что за точными характеристиками нет–нет да и искажаются факты, непонятная ностальгия по былым временам, подтасовка, утаивание правды о своем выступлении на съезде, субъективные оценки некоторых личностей, которые идут вразрез с общественным мнением. Не знаю, какой силы было рукопожатие ветерана А.Савицкого руки В.Липского за его выступление на съезде, может, он просто поприветствовал, но реакция членов союза и руководителей областных отделений была однозначной: абсолютное невладение информацией оратора и оговор руководства. В своей газетной статье он ловко скрыл основной посыл своего выступления. Цитирую по стенограмме: «А што зроблена саюзам пасля пленума па дзiцячай лiтаратуры? Нiчога!»
Как говорят, ты мне друг, но истина дороже. Детскую аудиторию формирует не только один журнал «Вясёлка». Как можно так нахраписто и самоуверенно заявлять, что ничего не сделано? Только в одной витебской областной организации за эти 5 лет изданы 30 книг для детей, в издательстве «Лiтаратура i мастацтва» — 25 книг, в издательстве «Мастацкая лiтаратура» — 50 книг. Некоторые из них инициировал об обязательном издании Союз писателей Беларуси. Почти каждый день писатели проводили творческие встречи в школах страны. Всеми областными организациями организуются литературные конкурсы. Составлен и передан в издательство сборник, в который вошли произведения 180 авторов. На сценах республиканских театров осуществлены постановки детских спектаклей по пьесам В.Ткачева, Н.Пустильник, Е.Конева, А.Якимовича, Т.Сивец. Дебютировали в жанре сказки Р.Боровикова, А.Масло, Г.Авласенко. О каком провале работы в детской литературе может идти речь?
Мы, старые писатели, естественно, склонны к ностальгии. Но до каких пор все будем сравнивать социалистическую систему и новый агрессивный, в духовном плане, капитализм, для которого одна ценность — доллар. С высоты бокала шампанского все видится в радужном свете (В.Липский был ответственным секретарем того союза). Он поет дифирамбы бывшим начальникам. Почему–то не упоминая судьбы рядовых членов. На собственном примере могу подтвердить, как я пробивал ту «хунту». Годы я ходил за некоторыми корифеями, которыми восхищается В.Липский, чтобы подписали рекомендательное письмо в издательство «Советский писатель» на включение в план моего романа «Крик на хуторе». Начальники жировали. Печатали свое произведение в течение года на белорусском языке в журнале «Полымя» и тут же на русском — в журнале «Неман». Издавали на белорусском языке в издательстве «Мастацкая лiтаратура», на русском — в издательстве «Советский писатель», параллельно опубликовав в журнале «Дружба народов», а еще на радио страницы из романа и в газете с продолжением из номера в номер. О подобной практике лоббирования только своих произведений могут засвидетельствовать многие из моего поколения.
Да что там говорить. Если И.Мележ в унынии признавался, что никто из называемых В.Липским корифеев не позвонил ему и не поздравил с присуждением Ленинской премии. Да, с квартирами было хорошо. Но квартиры давало государство и союзный литфонд.
Некоторые выводы В.Липского устрашают своей нелепицей. Называя поэта А.Сыса гением, автора десяти — пятнадцати неплохих стихотворений, но от алкогольных выходок которого страдал весь союз, он ставит его нам в пример взаимоотношений среди писателей. Факт «обливания» борщом из кастрюли совместного заседания правления СПБ и гостей из Москвы возводит в акт гармонии и торжества цехового братства. Ужас! Был гений А.Сыс. Тогда кто такие Я.Купала и Я.Колас? Местечковые поэты времен царя? Это же издевательство над писательской братией — приписывать гениальность А.Сысу.
Еще один казус. Неизвестно, почему Владимир Степанович повторяет миф о гениальности поэта П.Багрима, который должен войти в вечность белорусской поэзии одним (!) стихотворением. Как говорят, звезда в шоке! Это же посмешище — делать талантливого кузнеца по первой профессии классиком белорусской поэзии за одно, повторяю, одно стихотворение. Говоря о высокой роли писателя, выразителя народного духа, он не называет ни одного поэта, кроме А.Сыса, П.Багрима да еще из далеких времен Гусовского. Что ж это за скромность? Выходит, он не знает современных авторов, вернее, не читает их. Осмелюсь напомнить некоторые имена. В белорусской поэзии очень талантливо работают нынче М.Дукса, К.Камейша, М.Башлаков, Г.Пашков, В.Шнип, Д.Морозов. В русскоязычной поэзии — Ю.Фатнев, А.Скоринкин, Т.Гусаченко, В.Поликанина. К сожалению, недавно ушедшие от нас Г.Соколовский и Е.Пехота. И это только члены Союза писателей Беларуси.
Простим автору статьи некоторое самовосхваление и самолюбование. Не лучше он пишет иногда и публицистику. Ну, ей–богу, не тронет читателя семейная летопись Липского и Липских. Ну какое ему дело до родственника писателя, бизнесмена в какой–нибудь Аргентине? Куда ближе читателю повесть В.Липского «Мацi. Малiтва сына». Это высокий уровень художественной публицистики. И Союз писателей Беларуси будет активно пропагандировать ее.
В.Липский, несомненно, прав, говоря о необходимости иметь бюро пропаганды. Увы, сейчас другое время. В бюро тогда на зарплате работали 8 человек и в каждой области по одному корреспонденту–организатору. Более того, руководители соцпредприятий через профкомы выделяли деньги на путевки и писателям. Нынче только в одном Минске в торговле 85 процентов в частных руках. По Беларуси более 1.000 совместных частных предприятий с иностранными хозяевами. Капитализм не уделяет достойного внимания духовности. Библиотеки, музеи и школы своих средств не имеют. Кто будет платить писателю? Тут не только на джип олигарха не заработать, даже на велосипед не потянешь. Под силу ли Союзу писателей, как того требует В.Липский, уравнять доходы бизнесменов и писателей? Мы буквально ломаем головы над этой проблемой. К примеру, приветствовали, если бы В.Липский пришел на должность директора бюро пропаганды. Советы дает вроде дельные, а коснись дела... Все не так просто. Так что должность директора бюро пропаганды вакантная. «Калi ласка!» Пишет, что советский рай давно закончился, и тут же призывает в этот рай. И еще. Покоробило такое в его статье. Цитирую: «Теперь же овладевает нами чума одиночества, затворничества, себялюбия, закулисья. И что самое страшное — желчная зависть». Самокритика — неплохое дело. Но не такие все же все злые и подонки. Союз писателей Беларуси помогает в дни траура семьям умерших писателей. Как может помогает материально ветеранам и молодежи, а самое важное, инициирует совместно с частными издательствами издание книг. В.Липский так настойчиво умолял руководство союза помочь ему издать уже упомянутую повесть «Мацi. Малiтва сына», не стесняясь того, что в очереди на издание книг впереди него стоят более двух десятков писателей, в т.ч. и заслуженных, буквально вымаливал срочно вне очереди издать, и это при том, что книга уже была издана в другом издательстве.
Так что не будем нести на заседание правления кастрюлю с борщом или манную кашу, а будем искать всем миром — это значит с заинтересованными министерствами, телевидением, киностудией, радио, библиотеками — решение проблемы писатель и читатель, которая была всегда и будет в будущем. Оправдывать недостатки в работе писателя, издателя, книготорговца, библиотекаря, по–моему, излишне. Головная наша боль — создание института критики. В этом направлении мы движемся пока медленно.
Творческая командировка писателей по Минской и Могилевской областям (подобных поездок не было более 30 лет) очень показательна в контексте статьи В.Липского. Мало того что бывшее руководство Белтелерадиокомпании закрыло литературные передачи «Слово писателя» и «Судьбой написанные строки», а новое руководство, исходя из позиции председателя БТ, что писателям нечего делать в студии, не спешит вернуть их в эфир, так высветилась и еще одна проблема. За последние годы библиотеки не получали (не приобретали), лишь за очень редким исключением, книги современных белорусских писателей. Наших произведений нет на экране, нет их и на полках библиотек. Как же читатель может знать писателей и их произведения?
Трудно искать пути решения даже небольшой части возникших проблем, что и показал съезд и обозначил Президент на нашей встрече, еще труднее за счет скудных средств союза реализовать планы. Но надежда есть. Очень многие наши предложения нашли понимание у Президента. Так что предстоит серьезная работа для каждого писателя и всех вместе, в том числе и способному публицисту В.Липскому, хотя Владимир Степанович и редко появлялся на заседаниях президиума. Всегда куда–то спешил, но и без него наше общее дело не стояло на месте.
Конечно, наш союз, может, и далек от совершенства. По правде говоря, совершенство — штучный товар. Сделал доброе дело, получилось — вот и совершенство. В Союзе писателей не учат, не требуют быть штыками. Может, кто–то хочет быть не агрессивным штыком, а ангелом?.. Как любое цеховое братство, союз блюдет интересы писателей, пропагандируя их творчество.
Слово живет и будет жить! Написанное остается!
Георгий МАРЧУК, секретарь Союза писателей Беларуси, лауреат Государственной премии.