Жаўранкi над полем. Апавяданнi. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2011.
В этот очень востребованный школьными библиотеками сборник, составленный Алесем Бадаком, вошли рассказы для детей. Их авторы — литераторы разных поколений и стилей, от классиков Янки Брыля, Василя Быкова, Ивана Мележа, Ивана Шамякина до Андрея Федоренки, Анатоля Козлова и других, активно творящих сегодняшнюю литературу. Соответственно разнятся и условия, в которых действуют юные герои рассказов. Это и традиционная белорусская деревня, и городские улицы, и леса... Судьбу одних маленьких героев затрагивают трагические события войны, другие живут в благополучное мирное время и могут играть в старом сарае в космический полет... Одни мечтают о новой обуви, другие занимаются конькобежным спортом. Иван Шамякин рассказывает, как в девять лет ему пришлось работать пастушком и как он научился сам читать по букварю. Герой Вячеслава Адамчика пытается разобраться со своими чувствами к молодой учительнице арифметики. А герой рассказа Георгия Марчука — пес по кличке Дик, которого жестокие и жадные хозяева надолго закрывали в темном помещении, и он совсем бы ослеп, если бы его не забрали добрые люди. Во всех текстах юному читателю предлагается оценить те или иные поступки, сделать вместе с героями выбор между добром и злом, трусостью и храбростью, равнодушием или милосердием...
Бернард Шоу. Пьесы. Новеллы. Издательство АСТ, Астрель, Москва, 2011.
Пьесы Бернарда Шоу охотно ставились и экранизировались в советские времена — создателям фильмов, вероятно, импонировали вольнодумие драматурга и социальные мотивы его произведений. Вспомним хотя бы пролетарку Элизу Дулиттл или жертву мракобесия Жанну д’Арк. Но, как и с наследием прочих зарубежных классиков, с творчеством Бернарда Шоу мы знакомились фрагментарно и несколько односторонне, поэтому не повредит перечитать его и сейчас. В эпоху интернета Шоу знаком многим, наверное, прежде всего по афоризмам. Репутацию остроумца, парадоксального мыслителя драматург оттачивал и берег. Но вы же понимаете, что Нобелевскую премию просто за острословие не дают, а Шоу ее получил. В сборнике, о котором я говорю, собраны пьесы как известные, вроде «Пигмалиона», так и менее у нас популярные — «Кандида», «Тележка с яблоками», есть и новеллы. Печатаются обширные комментарии автора к своим пьесам. Хватает в этих текстах и трагизма. Не зря Шоу как–то сказал: «Жизнь не перестает быть забавной оттого, что люди умирают, и не перестает быть серьезной оттого, что они смеются».
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.