Новый год — праздник для всех, в том числе и для театральных артистов. Но по воле профессиональной судьбы многим из них не только приходится встречать бой курантов в костюмах Деда Мороза и Снегурочки, но и после праздника играть в детских утренниках и сказках, а это, уверены мастера сцены, испытание похлеще роли Гамлета или князя Мышкина. Многие из нынешних корифеев вспоминают те незабываемые выступления с ностальгией и усмешкой, а кто–то и с содроганием. Ведь чего только не случалось на посленовогодних спектаклях: и роль артисты забывали, и срочно вводились в незнакомый спектакль, и засыпали прямо на сцене.
Вера Кавалерова отказывалась от шампанского
Актриса Республиканского театра юного зрителя Вера Кавалерова к себе и коллегам даже в новогодней горячке всегда относилась требовательно, не делая скидок на праздник. Если и происходили какие–то накладки, у Веры Ильиничны они вызывали раздражение:
— За свою долгую жизнь в искусстве я сделала вывод: праздник ощущаешь только в том случае, когда создаешь его для других. А чтобы его создать, требуется концентрация сил. Наш театр долгое время играл представления по городу в новогоднюю ночь. Уставали страшно, но зато было ощущение волшебства, единения с большим количеством людей, которые хотели веселиться и веселились.
И 1 января в ТЮЗе всегда был рабочим днем. Как правило, мне всегда приходилось играть спектакль, что накладывало свой отпечаток на празднование Нового года: за столом я не могла позволить себе даже бокал шампанского, потому что знала — предстоит выходить на сцену. И поэтому коллеги, которые были «не в состоянии» играть, у меня симпатии не вызывали: ну ты же знал, что утром работа?
Про утренние спектакли говорили анекдотом: в зале — три сестры и дядя Ваня, а на сцене огромное количество народа. Приходили к нам единицы зрителей, и те спали. Совершенно непонятно: зачем и для кого мы тогда играли? Это было насилие и над детьми, и над артистами. Хотя перед началом в фойе выходил Дед Мороз в полусонном состоянии и пытался всех взбодрить.
С приходом рыночных отношений традицию играть 1 января отменили, потому что такие показы были на самом деле нерентабельны, смысла в них, по большому счету, не было. Электричества мы сжигали больше, чем приносили родному театру прибыли и пользы.
Светлану Окружную переодели мальчиком
Народная артистка Беларуси Светлана Окружная рассказала, что однажды, когда она только начинала свой путь в Национальном академическом драматическом театре им. Я.Коласа, 1 января в ее квартире на улице Фрунзе раздался звонок в дверь:
— В этот момент я спокойно продолжала отмечать праздник у себя дома за праздничным столом. Решила: кто–то пришел поздравить, но когда открыла дверь, увидела на пороге представителей театра. Они сказали: «Артист N. играть не в состоянии, вы его замените, срочно на сцену». Времени на размышления не было — внизу уже стоял автобус. Сейчас молодым артистам этого не понять, а ведь тогда ни мобильного, ни даже домашнего телефона у меня не было. Так что это был огромный стресс. Ко всему прочему, оказалось, что и роль мужская — мальчишки Димки в какой–то новогодней сказке. В общем, уже в автобусе дали мне текст, потом загримировали: сделали паричок под мальчишку, нахлобучили шапку–ушанку... От страха первый спектакль прошел блестяще: я пела, танцевала, с текста не сбивалась. Работала, в общем, на нерве. Потом мне пришлось этого Димку играть все зимние школьные каникулы, по 2 — 3 спектакля в день. Вот тогда я и поняла, что такое профессиональная дисциплина.
Владимир Мищанчук мобилизовал все силы
Заслуженный артист Беларуси Владимир Мищанчук праздничные спектакли считает «боевым крещением» для любого артиста. Именно здесь, а не в высоких трагедиях и драмах выявляется отношение к профессии и зрителю, становится очевидным внутреннее наполнение человека.
— Ой нет, я всегда к таким спектаклям относился очень серьезно и всех к этому призывал, — улыбается от нахлынувших воспоминаний Владимир Андреевич. — Мне одна мысль не давала покоя: а что если ребенок пришел в театр в первый раз? Что он увидит на сцене и унесет с собой? Как Снегурочка три раза споткнулась, а Дед Мороз перепутал слова? Нет, такого не должно быть! Я мобилизовал все силы, чтобы сыграть достойно. И, по–моему, наоборот, 1 января среди артистов появлялся соревновательный момент, профессиональный кураж: а я сыграю лучше тебя!
Даже будучи директором Гродненского драматического театра, продолжал играть в утренниках, чтобы своим примером вдохновлять коллег. Все очень старались. Может быть, поэтому у нас всегда, в том числе и в первые дни января, в зале были аншлаги. Не помню, чтобы нашлось хоть одно свободное место.
Евгений Крыжановский сорвал «Снежную королеву»
— Большего несчастья, чем выступление 1 января, для артистов и придумать невозможно, — вспоминает актерские будни художественный руководитель минского театра сатиры и юмора «Христофор» Евгений Крыжановский. — Работая в Национальном академическом театре им. Я.Купалы, Тульском драматическом театре, «Христофоре», многократно приходилось выступать в первый день нового года. С этим, конечно, связано очень много накладок, курьезов, анекдотов. В любом театре вам расскажут их множество. Классический случай, когда актер в костюме медведя вдруг заваливается спать под елку, в то время как дети вокруг него водят хоровод. К нему подходит маленький мальчик и начинает будить, а тот его вдруг посылает по «матушке». Такое, по–моему, происходило почти в каждом театре (смеется. — В.П.). У нас, в репертуаре «Христофора», есть даже популярный номер «Театр юного зрителя 1 января в 10 утра» — часто его показываем.
Помню, как однажды в «Христофоре» на утреннем первоянварском спектакле к нам на сцену вдруг вышел зритель. Мы играли юмористическую программу, и одна из миниатюр была своеобразной пародией на политические дебаты. Зритель настолько «включился» в происходящее, что, видимо, решил, что перед ним настоящие депутаты. Мужик не понял — начал выступать, кричать, топать ногами. И тут случилась настоящая консолидация политических сил: когда он поднялся на сцену, «правые» и «левые» объединились, подхватили его на руки и утащили за кулисы.
— Евгений Анатольевич, а вы сами когда–нибудь становились причиной новогоднего курьеза?
— Да, был такой случай. В театре им. Я.Купалы играли «Снежную королеву». Я исполнял роль принца. Вышел на сцену, честно признаюсь, немного навеселе после праздника. Актриса, которая играла Герду, была, как это обычно бывает, гораздо старше Герды, мягко говоря, в возрасте. Когда она появилась передо мной, я вдруг обратился к ней со словами: «Бабушка Герда...» Артисты грохнулись на пол от смеха, никто не мог ничего говорить. Пришлось закрыть занавес, потому что у всех началась истерика. Фамилию артистки называть не буду, она до сих пор жива и здорова.
Потом, естественно, появился приказ по Купаловскому театру: «Объявить выговор артисту Крыжановскому за несоблюдение творческой дисциплины...» и за то, что, мол, понес отсебятину. Уже не помню точно формулировки. Финансового штрафа не наложили. На дворе еще стояли советские времена, так что обошлись «моральным порицанием» коллектива.