НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК
01.03.2012
—
Новости Культуры
|
18 февраля одному из самых известных художников Беларуси Михаилу Андреевичу Савицкому исполнилось бы 90 лет. За свою жизнь он написал более 170 картин, многие из которых признаны шедеврами XX—XXI вв. Художник также оставил после себя множество содержательных статей, докладов, выступлений. Он общался с сотнями людей, среди которых были генеральные секретари и президенты, министры и послы, космонавты, писатели, композиторы. И при этом оставался тружеником, открытым для людей, Народным художником. Его биография достаточно хорошо известна. И его детство в деревне Звенячи, и военные солдатские годы, и испытания в плену и концлагерях, и времена учебы, и последующие десятилетия напряженной внутренней жизни — все принесло свои творческие плоды. Его жизнь — это еще одно его произведение. В начале творческой карьеры судьба совсем не баловала будущего всенародно признанного художника. После демобилизации в 1947 году не с первого раза он поступил в Минское художественное училище, но смог закончить его досрочно — в 1951-м. Спустя много лет вспоминал, как недоверчиво его принял преподаватель училища, защитник классических традиций Валентин Викторович Волков, работавший в то время над полотном «Минск, 3 июля 1944 года». Впоследствии Валентину Викторовичу пришлось убедиться в ошибочности своей оценки. В живописи дебют Савицкого, можно сказать, состоялся в 1957 году — это была дипломная картина «Песня» в Московском институте им. Сурикова. Вот как рассказывал в 1982 году о появлении этой картины сам художник: «Я приехал — и оглох. Тихо! Нигде песни нет! Меня это поразило, потому что я вырос с этими звуками — и в жниво, и в сенокос звучала белорусская песня. Такая заунывная мелодия, она все время всюду в воздухе звенит и звенит, не прекращаясь, а то приехал — глухо, как уши заткнули!». И молодой Савицкий написал прекрасное полотно, где изображена деревня, в которой звучит вечерняя песня. Но новое слово в советской живописи Савицким было сказано в 1963 году, когда ему был уже 41 год. Его картина «Партизаны», посвященная прощанию пожилого партизана с женой, оказалась одной из непревзойденных вершин белорусского искусства. Это бесконечно трогательное полотно и ознаменовало его настоящее творческое рождение. В 1960-70-е годы из-под кисти художника вышли произведения, которые пополнили золотой фонд белорусской живописи. Они хорошо известны: «Партизанская Мадонна», «Витебские ворота», «Поле», «В поле», «Куст роз» и другие. Соединяя в этих работах несколько художественных направлений, М. А. Савицкий стремился к одному — максимально точной передаче своих мыслей и эмоций. Картина, по его словам, должна отдавать зрителю то, что заложил в нее художник. И Савицкий уже в эти годы доказывает, что высокое искусство не обязательно технически артистично и визуально совершенно. Но уже одна точно переданная мысль, идея могут поднять картину до высокого ранга произведения искусства. Характерно высказывание Савицкого на сей счет: «Главное орудие нашего творчества, думаете, кисть? Нет, мысли!». Знаменитые «Цифры на сердце» (1974—1979) — картины, про которые не раз говорили, что это урок настоящему и предостережение будущему. Шестнадцать полотен цикла — шокирующие шедевры, которые наиболее точно отразили в изобразительном искусстве тот кошмар, который творился во времена немецкого фашизма. Позднее творчество художника — это и десятки портретов, и работы на почти бытовые темы, и на религиозные сюжеты. В большинстве этих картин — все та же тема сопереживания страдающим, обездоленным, простым людям. В поздние годы Михаил Андреевич передавал в своих работах — «Старик и хлеб», «Ветераны», «Старики» — боль и беспокойство за старшее, порой обделенное судьбой поколение советских людей. Он настойчиво возвращался к образам простых крестьян и тружеников города и изображал их с подлинным преклонением. Это «Вечер», «Художник», «Кроткие», «Возвращение», «Сеятель». Большое полотно 1991 года «Без вести пропавшие» с изображением православной Троицы можно причислить к шедеврам мастера. На протяжении всего творческого пути Михаил Савицкий придерживался своего понимания сути художественного полотна: «Картина — это жизнь события в оценке художника». И он всю жизнь писал согласно этому определению. Родина по достоинству оценила труд художника. Он был народным художником БССР и СССР, действительным членом Академии художеств СССР и действительным членом Национальной академии наук Республики Беларусь, награжден орденами «Знак Почета», трудового Красного Знамени, Ленина, Франциска Скорины. Ему первому среди деятелей культуры присвоено высокое звание Героя Беларуси. К 65-летию Великой Победы, 8 мая 2010 года, в Музее истории города Минска состоялось торжественное открытие экспозиции произведений Михаила Андреевича Савицкого «ХУДОЖНИК. ГРАЖДАНИН. ГЕРОЙ» В 2012 году, в год 90-летия художника, планируется открытие художественной галереи М. А. Савицкого в Минске в здании на пл. Свободы, 15, являющемся памятником архитектуры XVIII-XIX веков. Это — еще одно доказательство народного признания роли художника в развитии национальной культуры Беларуси. Кирилл МЕЛЬНИК, искусствовед
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
18 февраля одному из самых известных художников Беларуси Михаилу Андреевичу Савицкому исполнилось бы 90 лет. За свою жизнь он написал более 170 картин, многие из...
|
|