Анатоль Клышка. Чую, бачу, гавару. Мiнск, Асар, 2012.
Почти каждый из нас учился в школе по «Букварю», составленному Анатолием Клышкой — все же 40 переизданий, множество высших наград на книжных форумах. Однако автор написал не только «Буквари», но и много замечательных книг. А вот эта — просто подарок родителям, учителям и, конечно, детям. Пособие, которое можно изучать как интереснейший комикс, погружаясь в стихию белорусского языка и познавая окружающее. Каждый разворот — мир предметов и явлений с узнаваемыми красочными рисунками и подписями, которые не просто составляются в словарик. Здесь и стихи белорусских поэтов, пословицы, поговорки, загадки, шутки. Со страницы на страницу мы попадаем в разделы «Дом», «Дамiнiкаў пакой», «Ва ўнiверсаме», «У садзе», «Кветкi ў лясах, палях, лугах», «Поры года», «Неба, месяц, зоркi», «Старыя замкi Беларусi», «Купалле» — всего более шести десятков глав. И, уверяю вас, изучать их будет интересно не только детям. Вот вы, например, знаете, чем отличается «брама» от «веснiчак», что «журавель курлыкае», «салавей цёхкае», верабей чылiкае»? Или о чем мечтают звери (бобр, например, об электропиле)? Ребенок также узнает, что такое толока, как назывались на белорусском языке детали рыцарских лат и те мелочи, которые валяются в рюкзаке каждого школьника. Странно, но, когда полистаешь это красочное издание, поднимается настроение — есть в нем что–то жизнеутверждающее. Не зря оно получило диплом «За лепшае выданне года» на Республиканском конкурсе «Искусство книги».
Чак Паланик. Фантастичнее вымысла. АСТ, Астрель, Москва, 2011.
Это, наверное, самое любимое мое произведение Паланика — пускай в художественном плане другие выше. Но в нем есть особая нонконформистская прелесть, поскольку позиционировано, что автор излагает только личные впечатления. Конечно, в этом литераторы, как правило, лукавят — даже пережитые события пропускаются сквозь «магический кристалл». Но все же текст позволяет понять, откуда у автора взялись сюжеты для «Бойцовского клуба», «Невидимок» и «Уцелевшего». «Голос поколения Х», как иногда называют Паланика, проводит нас сюрреалистическими тропинками своей бурной биографии. Мир любительской борьбы, в котором неприлично иметь неповрежденные уши — они должны напоминать по форме цветную капусту. Мир культуристов, поглощающих стероиды, и участников сражений на тракторах и комбайнах. Хоспис, в котором Паланик какое–то время работал. Мир оригиналов и энтузиастов, благодаря которым, собственно, и не скучно жить. Одни восстанавливают за собственный счет старые замки, другие также за свои средства строят космические ракеты... И все — с философскими провокационными размышлениями и попытками проанализировать духовные процессы современного общества... Больше, чем набор интересных фактов: портрет времени и писателя в нем. Странного времени и странного писателя.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.