Куда мчит телега. 21.by

Куда мчит телега

07.02.2013 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Село нынче — один из столпов национальной индустрии путешествий. Кроме того, это и перспективное место для жизни. Многие обитатели мегаполисов уже подумывают, не сменить ли им городскую прописку. Однако в идиллической картине не обошлось и без проблемных штрихов. С одной стороны, непросто получить кредит, чтобы начать свое дело. С другой, бывает и так: берут деньги у государства, но тратят совсем не на обустройство домиков в деревне. Зато те, кто работает честно, приносят прибыль и себе, и государству.


Есть такие правила


Сейчас в стране зарегистрировано почти 2 тысячи агроэкоусадеб (год назад — полторы тысячи). 10 лет назад по количеству нас опережали все соседи. Потому что в Беларуси такого явления не было вообще. Теперь в Литве чуть меньше тысячи подворий, в Латвии — около 500.


Начиналось все с того, что Валерия Клицунова и Евгений Будинас создали «Дудутки». Это была первая попытка показать, что в деревне можно не только производить сельхозпродукцию, но и развивать культурные проекты, которые были бы интересны и гостям из–за рубежа. Получилось.


Сейчас «дудутки» есть в любом уголке страны. Их создают частные предприниматели, СПК, крупные предприятия.


Хорошее начинание не переросло бы в массовое явление без господдержки. Валерия Клицунова, председатель общества «Отдых в деревне», вспоминает, с чего начиналось «большое движение»:


— Сначала нашу инициативу одобрили в Минспорта и туризма. Затем поддержало руководство Комитета госконтроля. Были приняты указы Президента. И многие люди, которые давно хотели открыть туристические подворья в деревне, поверили, что их инициативы обеспечены законодательной базой, что «правила игры» не изменятся и можно смело браться за дело.


Отделяем зерна от плевел


Однако нельзя сказать, что те, кто занялся предпринимательством на селе, — миллионеры. О своем бизнесе рассказывает Андрей Нижник, владелец усадьбы «Заречаны» (кстати, расположенной в 11 километрах от прославленных «Дудуток»):


— Мы открыты для гостей с пятницы по воскресенье. Работа с клиентами требует большой отдачи сил. Поэтому в понедельник, вторник отдыхаем. А в остальные дни обустраиваем усадьбу. Вырученные средства в основном идут не на обогащение, как кому–то может казаться, а на реконструкцию построек, приобретение нужных в быту вещей, чтобы постояльцам было комфортно.


Ложку дегтя в бочку с медом добавляют те предприниматели, которые нечестно воспользовались льготами (бизнесом в агроэкотуризме можно заниматься, заплатив всего 1 базовую величину в год). Есть уже несколько примеров того, как под видом сельских подворий открывались бильярдные залы, придорожные кафе. Вадим Кармазин, директор департамента по туризму Министерства спорта и туризма, в курсе этих прецедентов: «Их не так много. Владельцы таких подворий предупреждены».


Валерия Клицунова предлагает в ближайшее время ввести сертификацию всех усадеб: «Это позволит отделить зерна от плевел и исключить из бизнеса недобросовестных хозяев. Если 10 лет мы думали о том, как создать сеть сельских подворий, то пришла пора поставить на первое место качество услуг».


Деньги требуют отчета


Главная проблема в агроэкотуризме сейчас — жесткие условия Белагропромбанка на получение кредита для создания своего бизнеса. Многие желающие просто не могут выполнить требований банка. Но они оправданны: берешь деньги — должен дать гарантии, что вернешь полученное. Тем не менее Вадим Кармазин видит смысл расширить возможности получения средств владельцами сельских усадеб:


— Раньше кредиты были действительно выгодными и их было легко получить — под 5 процентов годовых на 7 лет. Но с 2009 года Комитет госконтроля потребовал, чтобы тот, кто берет деньги, представлял справку о своих фактических доходах. Тогда, к примеру, если просишь дать в долг 200 миллионов рублей, то должен зарабатывать более 10 миллионов. На селе это большие деньги — есть такие не у всех. Поэтому наше министерство ходатайствует перед Правительством об упрощении порядка получения кредита, особенно для сельхозорганизаций.


Валерия Клицунова солидарна в том, что следить за расходованием средств нужно и давать их следует только в надежные руки. Но уверена, что если льготные кредиты выдадут настоящим хозяйственникам, деньги не пропадут:


— Многие за взятые в долг у банка средства построили канализацию, бани, заборы, обустроили усадьбы внутри. Это привлекает гостей. А когда нет первоначального капитала для хорошей идеи, она умирает.


Агроэкотуризм — более чем бизнес. Это идеология. Клицунова считает деревню одним из краеугольных камней белорусской национальной идеи. Анатолий Ганец развивает тему:


— К хозяевам туристических подворий присматриваются соседи. Они также думают, а не начать ли нам свое дело. Если мы красиво обустраиваем свою жизнь, выкапываем пруд или прокладываем дорогу, то и люди вокруг берутся копировать наши начинания. Так вместе мы возрождаем село.


За 10 лет работы общество «Отдых в деревне» привлекло в деревню около 1 миллиона долларов инвестиций. Появилось несколько международных фестивалей культуры и быта, один из самых известных — в Мотоле. Когда–то забытые села включены в экскурсионные маршруты: сюда едут из–за границы, причем из самой далекой — из США, Австралии, Новой Зеландии. И признаются гости: где бы они ни бывали в мире, именно белорусская сельская идиллия остается в памяти дольше всего.


Цифра


400 тысяч рублей в сутки — средняя цена проживания в хорошей усадьбе. Сюда входит трехразовое питание, а также экскурсии, возможность пользоваться велосипедом, рыбачить в искусственном пруду (если такой есть).

Автор публикации: Виктор АНДРЕЕВ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Село нынче — один из столпов национальной индустрии путешествий...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика