Музеи снимают галстук. 21.by

Музеи снимают галстук

19.03.2013 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


В нынешний музей Янки Купалы молодежь идет охотно. Недавно там устроили Ночь белорусской литературы - все сидели за столиками при свечах в импровизированном кафе, читали стихи, сверху посматривал бронзовый классик... Чрезвычайно романтично!


Да, музеи меняются. И материально, и концептуально - теперь это не просто союз архива и научного института. Какими они должны быть? Об этом мы беседуем с Еленой Лешкович, директором музея Янки Купалы, коллектив которого недавно был награжден Специальной премией Президента деятелям культуры и искусства.


- В недавнем интервью директор Эрмитажа Михаил Пиотровский настаивал, что руководить подобными учреждениями должны не менеджеры, а ученые... Есть и противоположное мнение.


- Нельзя отрицать, что музей - консервативное учреждение, а литературный - вдвойне. Но все же в сегодняшней ситуации директор в первую очередь должен быть менеджером. Услуги и в сфере культуры нужно продвигать. Казалось бы, все знают, кто такой Купала... Но иногда приходят к нам школьники, которые путают его с Коласом, считают художником... Представляете, какая задача перед экскурсоводом? Не просто рассказать о жизни и творчестве, а сделать это так, чтобы посетителю захотелось прийти еще раз и привести с собой друзей или родителей. Короче, говоря языком маркетинга, продать музейную услугу. Поэтому не нужно жалеть времени на работу с детьми и подростками, найти понятный для них язык общения.


- То есть нынче предпочтителен молодежный формат?


- Лучше сказать - неформальный, "негалстучный". От поэтических турниров - слэмов до конкурса бардовской песни "Купалаўскiя вакацыi", одним из спонсоров которого является "СБ". Мы уверены, что люди, попав на них, в следующий раз придут к нам сами. Мне очень приятно читать на интернет-форумах: "Пришел в купаловский музей, думал, там скукотища, а там клево!" За последние годы молодежная аудитория у нас увеличилась более чем в три раза.


- Но, ориентируясь на неподготовленного посетителя, на его субкультуру, не утрачивают ли музеи нечто важное? В интернете, кстати, любимые фотографии ваших мероприятий - начинающие поэты рядом со скульптурой Купалы, которая стоит в углу зала. Правда, бывает, эти поэты и на стул становятся, возвышаясь над классиком...


- Мне кажется, молодежь следует рассматривать не как неподготовленного посетителя, а как потенциального. Когда мы первый раз проводили Ночь музеев, некоторые сотрудники были в шоке: как можно ночью пускать кого-то на экспозицию! Во время первого Купаловского слэма ко мне тоже подходили с вопросом: "Как вы отважились?" Пустить в зал с бронзовым Иваном Доминиковичем поэтов, которые выходят через окно!


- Да, помню, показывала поэтесса Оксана Спринчан такой перформанс - стихотворение о транспорте в час пик...


- Но ведь Купала при жизни не был бронзовым! Он был живым, с чувством юмора... К нему тянулись юные. Никому из них он не отказал в помощи, никого из дома не выгнал. И мы открыты для всех, и для поэтов, и для художников, и для музыкантов. Наш музейный клуб "Спроба актавы" организовывает много концертов - ведь молодым музыкантам тяжело найти в городе бесплатную концертную площадку.


- Меня всегда интересовало, насколько здание музея идентично разрушенному во время войны дому Купалы?


- Оно не повторяет его дом, который сгорел полностью, стоит почти на том самом месте, только немного ближе к проспекту Независимости. Передвинули подальше от воды. Там, где находился дом, лежит памятный камень. В 2008 году при строительстве велодорожки нашли осколки посуды, которые племянница классика опознала как остатки сервиза из купаловского дома...


- Должны ли музеи быть самоокупаемыми?


- В прошлом году мы заработали 274 миллиона рублей, приняли почти 120 тысяч посетителей - это рекорд в нашей сфере, но все равно не окупает затрат. Да, музеи должны зарабатывать, однако без поддержки государства им не прожить. Я считаю, в штате должен быть маркетолог. Сегодня у нас есть инженер-программист, хотя 10 лет назад все говорили - зачем он музею? Похожая ситуация и с маркетологом... А ведь нужно заниматься, скажем, сувенирной продукцией, ведь это целая индустрия. И еще: без эффективной PR-деятельности люди все равно не придут.


- Так какой он, музей будущего?


- В последнее время купаловский дом превращается в культурно-досуговый центр. С одной стороны, мы не должны заменять дома культуры и клубы. С другой - рекреационная функция музеев признана во всем мире уже давно. Они способны объединить вокруг себя людей с общими интересами, привлечь к творческой работе. Развлечение и просвещение, научная работа и концертная деятельность... Музей должен быть живым.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В нынешний музей Янки Купалы молодежь идет охотно...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика