Сетования, что современные дети не читают книг, уже несколько поднадоели. Возможно, стоит посмотреть на проблему с другой стороны?
Да, знания классической литературы поубавилось. Те книги, на которых выросли мы, наши детки равнодушно отбрасывают в сторону, школьную программу по литературе предпочитают осваивать по краткому пересказу. Но, возможно, читают что–то другое? Ведь, просиживая перед компьютерами, они имеют дело не только с картинкой, но и текстом. У всех планшеты, смартфоны, ридеры... Так что читают наши дети, когда мы не видим? Об этом говорят писательница, искусствовед Галина БОГДАНОВА, директор магазина «Академическая книга» Ольга ГЛУХОВСКАЯ и я, писатель–обозреватель Людмила РУБЛЕВСКАЯ.
Г.Богданова: Перед нашей дискуссией я попросила пятиклассников художественного колледжа, где преподаю, анонимно ответить, что они читают не по программе и без подсказки родителей. Конечно, в списке оказалось аниме, и довольно жесткое, типа «Школа убийц». Мальчики пишут, что любят читать об истории или о спорте. Девочки — «про любовь». Но большинство признались, что предпочитают книге компьютер. Подрастает поколение, которое не воспринимает компьютер как открытие. Для них уже книга — новое. И еще тенденция... Есть целое поколение, которое выросло на толстых романах. Гарри Поттер, Таня Гроттер, «Сумерки», Толкиен... То есть — на фэнтези. И подсовывать «Трех мушкетеров» бесполезно. Любимые книги нельзя навязать. Один мой сын под конец обучения в колледже увлекся «Доктором Живаго» Пастернака и... Акуниным. Второй, когда надо было написать сочинение о современном авторе, написал о Евгении Гришковце. И получил низкую оценку, ибо — не тот автор...
О.Глуховская: В России, да и в Европе, основную массу продаж книг составляет художественная литература, причем современная — не будем обсуждать ее качество, наверное, в основном то, что никогда не станет классикой. А у нас, по опыту моей работы в Центральном книжном магазине и «Академкниге», этот показатель — 20 процентов, не более. И лучше продается классика. Увидеть детей в отделе художественной литературы можно крайне редко.
Г.Богданова: Мне кажется, перспектива — электронные книги не только с текстом, но и с интерактивными иллюстрациями. Еще перспективное направление — книга–артефакт. Одна наша студентка делает такие рукотворные книги, с героями которых можно играть.
Л.Рублевская: Литературой сегодня заинтересовывают посредством чего–то другого. Когда я выбираю в магазине книги на рецензию, нередко становлюсь свидетелем забавных разговоров покупателей. Приходят чаще всего девушки, парами, начинают щебетать... Вот обсуждают, на какой слог падает ударение в имени Гомер на корешке книги. Обсуждают долго, с хихиканьем и восторгом... Оказывается, подразумевают не античного поэта, а персонажа мультсериала «Симпсоны». Интересно, если бы они купили «Илиаду», ожидая найти под обложкой сюжет мультфильма!
Л.Рублевская: Прочитала статью российского психолога о том, что нынче дети не умеют мечтать. Вместо мечты — цель: устроиться на денежную работу, купить машину. Никаких алых парусов.
Г.Богданова: Мечты, как шагреневая шкура, сжимаются с годами. Кстати, из интернета все чаще «скачивают» аудиокниги.
Л.Рублевская: Да, к моему удивлению — я была убеждена, что они недолговечны, как пейджеры.
Г.Богданова: Аудиокниги популярны, потому что вербальные образы поколение, воспитанное на компьютерах, воспринимает хуже, чем визуальные или слуховые.
Л.Рублевская: В неформальном чтении должен быть элемент протестности, запрета. Помните, как мы читали самиздат? Переписывали в «девичьи альбомы» любовные истории и страшилки? Читали под партой Мопассана? Мой сын, уже став студентом, «скачал» трактаты Ницше и вывел на принтере, хотя я предлагала ему купить книгу. Считается, что каждый хипстер, представитель современной молодежной культуры, должен читать книги «оранжевой» серии «Альтернатива» — Чак Паланик, Берроуз, Хантер Томпсон, Иэн Бэнкс, Чарльз Буковски и прочие тексты, где в одной строке слова «х**» и «экзистенция». Но в последнее время издатели в этой серии издают и тексты другого рода — качественную научную фантастику и прочее, и ничего, покупают, главное — обложка протестная!
Г.Богданова: Когда ребенку говорят — читай учебник, не включай компьютер, он все будет делать наоборот. Мудрый учитель, увидев, что ученик выучил что–то вне школьной программы, поставит ему «десятку»... Но главное воспитание все равно в семье. Пусть мама прочитает ребенку всего одну сказку — это будет значить для него больше, чем если он в школе услышит десять сказок.
Л.Рублевская: Помните, в начале 1990–х издатели пытались заработать и на подростковой аудитории, выпускались дешевые серии детских ужастиков, детективов, анекдотов, пересказы мультфильмов... Но это ушло, и сегодня все отдают предпочтение полноценным книгам. На форумах молодые советуют друг другу Ремарка, Брэдбери, Хемингуэя, Сэлинджера, Харпера Ли... Культовые книги 1960–х, с пафосом свободомыслия.
О.Глуховская: Молодежь вообще повально читает все, что экранизируется. Сейчас «Анну Каренину» берут... Когда экранизировали «Парфюмера», девушка пришла его купить, но оказалось, уже разобрали. Я предложила: «Хотите, я вам другую книгу Зюскинда дам? «Контрабас», например...» — «А что, Зюскинд еще что–то написал?» Для многих открытие, что Достоевский автор не только «Идиота», сейчас люди узнают, что и «Анна Каренина» в общем–то не единственное произведение Толстого. Литературные вкусы можно регулировать и через социальные сети. Маркетологи издательств или сами писатели могут заходить на форумы, где встречаются школьники и студенты, под никами и советовать участникам, что почитать.
Г.Богданова: Тогда книга перестанет быть артефактом, чем–то уникальным, твоим личным открытием.
Л.Рублевская: А зачем ей быть артефактом? Текст должен работать и может существовать отдельно от книги.
О.Глуховская: Запретов быть не должно... Сын захотел книгу «150 советов мужчинам», там в юмористическом ключе написано обо всем: и как завязать галстук, и как знакомиться с девушкой... Есть и о наркотиках — причем даются подробные описания последствий их употребления. Можно сказать, что на такие темы лучше ребенку книги не давать. Но тогда он найдет все, что его интересует, в интернете или друзья посоветуют, и неизвестно, в какой интерпретации.
Г.Богданова: Я сталкивалась с детьми, которые предпочитали религиозную литературу. Такой мог сказать учительнице, что Толстого нельзя изучать, потому что он отлучен от церкви. Получаются «ножницы»: читать все подряд, чтобы составить собственное мнение, или все же не «пачкаться»?
Л.Рублевская: Пожалуй, я бы хотела, чтобы кое–какие низкохудожественные книги остались мной непрочитанными. Жалко эмоций, потраченных на бессмысленное посещение «шоу уродов». Вот от такого юного читателя и стоит предостерегать.
Книги, которые часто советуют подростки друг другу на форумах