Председатель Союза писателей Беларуси Николай Чергинец считает, что в отечественной литературе появился новый недуг — звездная болезнь, от которой страдают многие писатели. Однако для того чтобы стать «звездой», нужно быть, как минимум, популярным, а этого достаточно трудно достичь в белорусских условиях, где большая часть населения не читает вообще.
Как рассказал Чергинец журналистам 9 апреля, весьма часто случается, что авторы говорят: «Зачем мне что-то знать, меня и так знает вся республика».
«Подобная позиция мешает творчеству. Самовлюбленность и самовозвышение вызывают потерю таланта, — приводит слова Чергинца ИА REX.— Иными словам, есть болезнь писателей, пока неизлечимая — превышение своих возможностей в плане известности».
Впрочем, другие белорусские литераторы сомневаются, что у наших писателей вообще есть ресурс для звездности, и признаются, что не встречались с такой болезнью в своем окружении.
Так, литературный критик Ирина Шевлякова, считает, что «гламуризация нашего литературного окружения такой ступени пока не достигла».
При этом критик отмечает, что ей везло встречаться с литераторами, которые руководствовались «общими понятиями человеческой порядочности и человеческой коммуникации», и звездности с их стороны она не ощущала.
Она также обращает внимание на то, что у каждого человека может быть свое понимание слова «звездность», а популярность можно считать по разным критериям — по тиражам книг, по известности (в стране и за рубежом).
В то же время, по мнению Шевляковой, у белорусских писателей разных возрастов так или иначе есть своя аудитория, но кому-то «достаточно двух лайков в фейсбуке, а кому-то до сих пор шлют письма, написанные от руки».
Заместитель председателя Союза белорусских писателей Алесь Пашкевич утверждает, что творческие люди ничем не отличают от других живых существ, и среди них тоже встречаются те, кто болеет и звездными, и алкоголическими, и другими болезнями.
Кроме того, как отметил Пашкевич, среди авторов есть люди, которые эти недуги творчески преподносят. «Но как раз читателям и судить, на пользу эта болезнь или нет», — говорит он.
«Есть в мировой практике множество примеров, когда как раз непохожие на других людей авторы, как в физическом, так и в психологическим плане, остаются непревзойденными в плане художественном. Начиная от Артюра Рембо и заканчивая Фридрихом Ницше», — отметил Пашкевич.
В то же время он считает, что чем меньше звездность коснулась литератора, тем большего он добивается и тем дольше остается в памяти читателей, поскольку ему «есть чем заниматься». По мнению Пашкевича, именно этим литераторы и отличаются от музыкальных исполнителей: «Певцы без звездной болезни сегодня уже, наверное, существовать, пиариться и «творить» не могут. В отличие от литераторов, тем более белорусских, которые веками обделены вниманием и читателей, и властей, и бациллой этой болезни в меньшей степени болеют. И будут болеть в меньшей степени».
Он также отметил, что рецептом для лечения как зачатков, так и последствий звездной болезни могут быть слова Уильяма Фолкнера: «Чем меньше настоящий писатель говорит, тем больше он напишет».
Писатель Виктор Мартинович, рассуждая о звездной болезни, также припомнил слова коллеги — Даниэля Одье, который как-то посоветовал ему подружиться с писателями, которые «с одной стороны, умны, но с другой — совершенно непопулярны», в отличие от более востребованных актеров или художников.
«Сложно быть популярным и болеть звездной болезнью в Беларуси. Для этого нужно быть футболистом или хоккеистом, но никак не литератором, — говорит Мартинович. — Литератору нужно приложить большие творческие усилия, чтобы его тексты хоть кто-то прочитал. Ну как же в таких условиях звездиться? Мы же не телезвезды и не хоккеисты».
Высокомерия и зазнайства среди белорусских писателей Мартинович не встречал, но отмечает, что в литературе есть другая проблема: когда человека начинают хвалить, он не зазнается, а просто начинает более небрежно относиться к своим текстам.
«Я не хочу называть фамилии молодых авторов, которые пару лет назад начали активно взлетать, входить в короткие списки премий, но которые с тех пор очень сильно сдали в творческом плане. Но это не значит, что они зазнались, они приходят на встречи с читателями и общаются с каждым человеком лично», — рассказал Мартинович.