...А в скромном партере – место для Захария Чернышева
13.04.2013
—
Новости Культуры
|
В XVIII веке, когда Чечерск и окрестные земли принадлежали одному из виднейших российских сановников графу Захарию Чернышеву, здесь существовал крепостной театр. Его актерами были простые крестьяне, жители здешних деревень. Они выступали не только перед своим барином, но и заезжавшими к нему вельможными гостями. И, по отзывам современников, производили на зрителей огромное впечатление. Слава о провинциальном театре дошла до Санкт-Петербурга. Один из столичных меценатов пожелал его выкупить вместе с актерами, что в итоге и было сделано. Так простые чечерские крестьяне-актеры стали играть на театральных подмостках столицы тогдашней Российской империи. К сожалению, о дальнейшей судьбе творческого коллектива известно мало. По одной из версий, после кончины нового владельца театра участники труппы растворились в театральной среде Санкт-Петербурга, по другой — они будто бы вошли впоследствии в состав Императорского театра Его Величества. Как бы там ни было, наши земляки, хотя, возможно, и косвенно, но все же имели отношение к становлению и развитию русского театрального искусства. Обо всем этом можно было бы и не вспоминать, если бы не новость, что в Чечерске решили создать театр, чем-то напоминающий существовавший при графе Захарии Чернышеве. — Это действительно так? — спросили мы у Елены НОВИКОВОЙ, директора Чечерского историко-этнографического музея, к которому, по дошедшим до нас слухам, «приписан» театр.
— Все верно, — подтвердила она. — Театр был создан в октябре 2011 года, а 17 мая 2012-го в рамках международной акции «Ночь музеев» состоялась премьера спектакля по пьесе Александра Сумарокова, соотечественника графа Захария Чернышева, «Рогоносец по воображению». — И как же была воспринята постановка? — На ура! Премьера состоялась в одном из залов ратуши (памятник архитектуры XVIII столетия, тоже наследие Захария Чернышева). Присутствовало 60 зрителей. Больше, к сожалению, зал не вмещает. Несмотря на то, что действия на сцене относились к далекому прошлому, всем все было очень близко и понятно. — А почему вы не решились поставить спектакль, скажем, на сцене районного кинотеатра, где в зрительном зале полно места? — Дело в том, что декорации, используемые при постановке, — это экспонаты музея, их сложно перемещать, а отдельные и вовсе не желательно трогать, иначе придут в негодность. Поэтому мы сразу решили, что театр будет иметь статус камерного, то есть не для больших залов, но познакомиться с его творчеством сможет любой житель района, двери театра открыты для всех. — И сколько стоит билет? — Пока нисколько. В дальнейшем мы если и введем плату, то, вероятно, не дороже стоимости входного билета в музей. Сегодня это 5 тысяч рублей. Но окончательно это еще не оговорено. — Чтобы создать театр, нужно иметь не только помещение и произведение гениального автора, но и режиссера, актеров… — У нас все это есть. Первым режиссером нашего театра был профессиональный режиссер Николай Макарцов. К сожалению, он внезапно ушел из жизни. Теперь коллективом руководит Михаил Гулаков, он тоже по профессии режиссер. Правда, не местный, приезжает к нам из Гомеля. Но очень ответственно относится к делу. Что касается артистов, то мы сразу решили: это будут люди, профессионально не связанные со сферой культуры. По нашему мнению, это должно чем-то напоминать тот крепостной театр, в котором играли простые крестьяне. Сходство, конечно, условное, тем не менее мы не стали пренебрегать им. В составе труппы — первый секретарь райкома БРСМ Тимофей Черненков, председатель райкома профсоюза работников АПК Ольга Игнатенко, заместитель председателя районной комиссии по делам несовершеннолетних Юрий Свеженцев, геодезист ПМК-118 Виктор Опарин, директор центра реабилитации детей-инвалидов Татьяна Дворецкая. — Всего пять человек? — Да, всего пять… А что вас смущает? Обратите внимание на тумбы с афишами: к нам в Беларусь давать спектакли приезжают из Москвы и других городов два-три артиста, иногда и пяти не наберется. — Коль вы избрали своей сценической площадкой музей, то, вероятно, и репертуар должен быть соответствующий? — Так оно и есть. Следующим спектаклем, который представит зрителям коллектив нашего театра, будет постановка по комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Да, это школьное произведение, оно всем известно, но одно дело просто знакомиться с содержанием комедии по книге и совсем другое — видеть все на сцене. Это совершенно разные вещи. И потом, это классика. Как бы к ней кто ни относился, но это лучшее. Она учит зрителя ценностям жизни. Не стремится разрушить и извратить их, в чем немало преуспели некоторые современные драматурги и постановщики. — Какие отзывы приходилось слышать о вашем театре от людей? — Еще никто не сказал, что это плохо и не нужно. Всем интересно. Может, со временем этот интерес поубавится, люди свыкнутся и с такой новинкой. Но для истинных почитателей искусства театр всегда останется театром, каким бы он ни был, столичным или провинциальным. — И все же, как мне кажется, ваш театр не для широкого зрителя. Как, скажем, с его творчеством может познакомиться житель отдаленной от Чечерска деревни? — Приехать в Чечерск и стать одним из зрителей, — мы заранее извещаем о дне и времени премьеры. А что касается «не для широкого зрителя», то небольшая площадь зрительного зала вовсе не означает какой-то оторванности от общества. На наших спектаклях за неимением кресел зрители стоят или приносят с собой стульчики. Артисты выступают также перед специальной аудиторией. К примеру, зрителями одного из спектаклей были участники районного клуба высоких надоев. — Репертуар осовременить не собираетесь? — Нет. Во всяком случае, пока. Ведь мы не хотим быть похожими на другие любительские театры. Это как бы театр из прошлого, но с современным звучанием. — Каким вам видится будущее вашего театра? — Сейчас мы работаем над тем, чтобы получить статус «народного». Два-три годика надо хорошо себя зарекомендовать. Конечно, дело не только в статусе, хотя и в нем тоже. — А кому пришла идея создать в Чечерске театр? — Задумка заместителя председателя райисполкома Петра Нестеровича. Петр Васильевич большой почитатель истории искусства. Профессиональный работник культуры, очень внимательный к тому, что составляет гордость Чечерщины. Он-то нас и надоумил… — Насколько мне известно, у графа Захария Чернышева было еще одно имение, где-то в Подмосковье. Там он тоже создавал театр? — Это село Ярополец нынешнего Волоколамского района Московской области. Мне приходилось в тех местах бывать. Но такого театра, который когда-то существовал у нас в Чечерске, там никогда не было. — А о дальнейшей судьбе Чечерского крепостного театра в Санкт-Петербурге вам ничего не известно? — Мы пытались что-то узнать, но пока, увы, все безрезультатно… Олег ШВЕДОВ, «БН» Фото автора и из архива БЕЛТА СПРАВКА «БН» Граф Захарий Григорьевич Чернышев (1722—1784) — русский генерал-фельдмаршал. Первый генерал-губернатор Беларуси (1772—1782), владел городом Чечерском. В 1982 году назначен генерал-губернатором Москвы. В Чечерске построил православную церковь, ратушу, стекольный и винодельческий заводы. Создал любительский театр из крепостных крестьян. Меценат и просветитель, один из приближенных Екатерины II. Скончался в Москве 29 августа 1784 года, на 63-м году от рождения. В райцентре Захарию Чернышеву от благодарных потомков установлен бюст. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В XVIII веке, когда Чечерск и окрестные земли принадлежали одному из виднейших российских сановников графу Захарию Чернышеву, здесь существовал крепостной театр....
|
|