В сериале «Выше неба» сохранены все ключевые сцены и сюжетные линии, а смысл и содержание сценария не были нарушены при монтаже. Таким образом белорусское представительство Программы развития ООН прокомментировало заявление сценариста сериала Андрея Курейчика о политической цензуре фильма, передает БелаПАН.
15 сентября, после публикации всех восьми серий фильма на портале tut.by, Курейчик написал на своей странице в Facebook, что лента была подвержена политической цензуре и ряд сцен из нее вырезан.
В частности, по словам Курейчика, в фильм не включена сцена с участием «арестованных белорусскоязычных студентов», иллюстрирующая, по мнению сценариста, «правду жизни». В официальном комментарии ПРООН говорится, что данная сцена «уводила сюжет в сторону», а из сценария не было понятно, что задержанные являются именно белорусскоязычными студентами.
Кроме того, в организации пояснили, что при монтаже были вынуждены вырезать сцены с участием самого Курейчика, его жены и бабушки, поскольку они отказались от участия в сериале. При этом в ПРООН отметили, что удаление эпизода с участием Ольги Курейчик (жены сценариста) поставило их в трудную ситуацию, поскольку она должна была сообщить главному герою Никите результаты теста на ВИЧ.
По информации ПРООН, бобруйский поэт Юрий Палевич также отказался от участия в проекте, и монтажеры вырезали из фильма сцены с его участием. «С Юрием Палевичем мы связывались несколько раз с предложением приехать на озвучку. Юрий Палевич ответил, что должен сначала поговорить с Андреем Курейчиком, после чего, когда мы снова перезвонили, сообщил, что требует не использовать сцены с его участием», — говорится в комментарии ПРООН.
В организации отметили, что ни у ПРООН, ни у Курейчика не было прав на использование в фильме произведений групп «Ляпис Трубецкой» и N.R.M.
Некоторые сцены, в частности с участием лидера группы «Нейро Дюбель» Александра Куллинковича, спортсмена Сергея Штанюка, музыканта Владимира Пугача, были удалены, поскольку делали сериал «излишне театральным» и «размазывали сюжет», «не имели дальнейшего развития» или были сняты в ненадлежащем качестве, отметили в ПРООН. «При этом не имело значения, кто именно снят в той или иной сцене. Ведь в фильме изначально утверждены актеры самых разных политических взглядов, и ПРООН всегда подчеркивала, что цель кинопроекта — профилактика, а не политика», — говорится в заявлении организации.
Из фильма также удалена вторая постельная сцена, снятая творческой группой без согласования с ПРООН и не прошедшая тестирование на фокус-группах.