Секреты мастеров из местечка на краю Налибокской пущи. Репортаж из Ивенецкого музея традиционной культуры. 21.by

Секреты мастеров из местечка на краю Налибокской пущи. Репортаж из Ивенецкого музея традиционной культуры

19.10.2014 18:44 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Дзержинском в свое время мог стать совсем другой город. Дело в том, что имение Дзержиново, где родился "железный Феликс", находится всего в 15 км от Ивенца. Когда в честь основателя КГБ решили назвать какой-нибудь городок, Ивенец на то время (1932 год) был в составе Польши, поэтому Дзержинском в итоге стало Койданово. Но музей им. Феликса Дзержинского уже в 1950-е гг. открыли именно в Ивенце. Сегодня это музей традиционной культуры, и о нем мы расскажем в рамках проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ".

Здание с башенкой, где расположился музей, когда-то принадлежало мяснику. По воспоминаниям его внучки, жили богато. Продукцию поставляли в Польшу. Летом мясо держали в подвале на льду, который зимой заготавливали на реке за домом.




Сейчас о бывшем владельце ничего не напоминает. Музей разделен на несколько экспозиций. В первой – историко-этнографической – собраны редкие фотографии, книги, документы, предметы конца XIX – начала XX вв. Здесь рассказывается о быте и культуре местечка Ивенец, его знаменитых уроженцах, народных музыкантах и местных учителях.






Жители Ивенца были людьми хозяйственными и мастеровитыми. И всегда считали себя шляхтой. Есть стереотип, что белорусский крестьянин конца XIX в. - это темный бедный человек в лаптях. Так вот по крайней мере жители местечка Ивенец ему никак не соответствуют. На найденном во Франции альбоме фотографий "Литва. Вялое" местного пана Тышкевича хорошо видно, какие "строi" носили в то время. И это не лапти. Конечно, для фото наряжались (как и "да касцёла", и "на свята"), но и в повседневной жизни одевались очень пристойно. Часто это даже покупное – не домотканое.




Местная керамика известна еще с XVI века. А в XIX-XX вв. Ивенец называли "столицей гончарства". Из глины здесь лепили даже органные трубы. "Кафля" с анималистическими узорами разъезжалась от Вильнюса, Варшавы до Санкт-Петербурга.




Еще 100 лет назад в Ивенце было до 20 "заводзiкаў" – так назывались частные гончарные мастерские, на которых могли работать всего 2-3 человека. Глина использовалась местная, а "палiва" (ударение на "i"; специальный состав, который делает глину блестящей визуально, а изделие из нее более крепким) польская.
Ивенецкая керамика узнаваемая – блестящая и "полосатая". Узор называется "фляндроўка". "Фляндр" - это роспись по сырому. Когда сразу на глину наносится пигмент – зеленый, белый, черный – и "расчесывается" специальными гребешками.






Делали и шикарные вещи, совершенно не характерные для керамики. Букетники в виде стволов дерева, подсвечники, пепельницы.




Два соединенных между собой горшочка - это "спарышы", чтобы носить обед в поле, когда жатва или уборка картофеля: в один горшочек - одно блюдо, в другой - другое. Носили чаще всего дети. Керамическая сковорода на ножках – "рынка". "Рукамый" – "збан" с двумя горлышками, который можно было наклонять в разные стороны и мыть руки вдвоем одновременно. Есть и банки, где отстаивали сливки, даже керамическая маслобойка (и не боялись же размолотить)!






"Збаны" – самые популярные. А вот гладышей (гладких кувшинов, которые брали за горлышко) почти нет, говорит директор музея Валентина Адамович:

– Я как-то спросила у умельцев, почему мало делали гладыши. Это были мастера высокого уровня, конкуренция была сумасшедшая. И в ответ услышала: "Гладышы рабiлi там, дзе не ўмелi ручку прымацаваць. А што ж мы, ручку не прыклеiм?". Оказывается, ручку приделать – тоже особое мастерство. У каждого мастера был свой способ, форма, другой просто пальцем прижмет. Интересные были варианты. По этой особенности можно установить авторство.




У Якуба Коласа была коллекция ивенецких свистулек.

За залом керамики – выставка работ Аполлинария Пупко – народного мастера, резчика по дереву. Образы его скульптур – герои поэм, сказок и мифов. Есть в его работах и бытовые, исторические, даже юмористические сюжеты.

Фасад своего дома Пупко укрепил деревянными кариатидами, которые сохранились до сих пор.




Есть в экспозиции и старинные резные деревянные фигуры (среди них черт, стоявший раньше у алтаря того самого францисканского костела и смотревший, искренне ли молятся прихожане). Я хотела его сфотографировать, но фотоаппарат отключился. Чертовщина какая-то.





Казимир и Люция Дзержинские помогали партизанам – и польским, и советским. В 1943 году в Ивенце было восстание, и город на 3 дня стал свободным. Когда немцы восстановили контроль над городом, они согнали всех жителей к церкви и собирались их расстрелять за участие в восстании. Люция Дзержинская (она была австрийкой) вышла к немцам на переговоры и поручилась своей жизнью, что местные жители к этому не имеют отношения. Всех отпустили. Люцию с Казимиром горожане очень чтили. Когда предатели их выдали и супругов расстреляли, за могилой всегда ухаживали.

• Под Ивенцом родился отец Ядвиги Поплавской – Константин Поплавский. В музее есть фото, где он, еще мальчик, стоит в военной одежде. Он сбежал из дома, и его приняли в военный оркестр учиться музыке, видя его способности. Позже он стал заслуженным деятелем искусств, известным дирижером и фольклористом.

• Недалеко от Ивенца похоронен Винцент Дунин-Марцинкевич.
О том, что местные умельцы славились на всю округу, свидетельствует и недавняя находка. В администрацию музея были переданы документы, письма, почтовые карточки и открытки мастера-печника Викентия Анисько. Из переписки видно, как много предложений о работе получал мужчина. Подтверждает его мастерство и целый список "пасведчанняў", рекомендаций.

В музее действуют мастерские "Ткачество", "Гончарство", "Кузница". Здесь работают опытные мастера, созданы условия для изучения основ ремесла.






Кроме того, по предварительной заявке проводятся интерактивные экскурсии. Например, "Майстэрня ўражанняў" – игровая программа, построенная на легендах об Ивенце. И "Таямнiцы старасвецкага мястэчка Iвянец" – гибкая анимационная программа, в которую (это оговаривается предварительно) может входить встреча "чаркай и шкваркай" или конфетами, возможность попробовать себя в ремеслах, музыка (музей сотрудничает с Касей Радзивиловой) и обед в таверне.

Ивенецкий музей традиционной культуры находится по адресу:
Минская область, Воложинский район, г. п. Ивенец, ул. Музейная, 2. Тел: +375-1772-53-5-41.

Музей открыт для посещений ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме воскресенья и понедельника.

Стоимость для взрослых - 15 000, для школьников - 9000. Экскурсионная плата для группы до 20 человек - 90 000 рублей.


Справка о проекте:

Организатором проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела Республики Беларусь. Его главная задача - информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.
Все материалы проекта "Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ" >>>
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Здание с башенкой, где расположился музей, когда-то принадлежало мяснику. Сейчас о бывшем владельце ничего не напоминает. Музей разделен на несколько экспозиций.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика