Директор знаменитой галереи современного искусства «Шестая линия» Ирина Бигдай не исключает, что эта культурная площадка может вновь возникнуть в белорусской столице. Об этом Бигдай заявила в беседе с БелаПАН.
Спустя 16 лет после завершения своей работы, 12 ноября 2014 года, «Шестая линия» открыла в столичном Музее современного изобразительного искусства (МСИИ) и Центре современного искусства выставку «Сума Сумарум», на которой представлены современные работы художников, когда-то работавших вместе с галереей. До 13 декабря на этих двух площадках помимо выставки будет проходить международный форум белорусских художников, где минчане смогут пообщаться с авторами работ.
На пресс-конференции перед открытием выставки директор МСИИ Наталья Шарангович сказала, что музей заинтересовало совпадение: «Мы открылись тогда, когда закрылась галерея «Шестая линия». «Хочется надеяться, что мы являемся духовными продолжателями той линии, которую вела галерея», — отметила она.
Говоря о выставке «Сума Сумарум», Шарангович подчеркнула, что музею близка и интересна тематика галереи «Шестая линия», где «выставлялись художники, которые и сейчас актуальны».
«Идея заключалась не в том, чтобы реконструировать то, что было в 1990-е годы в галерее, а чтобы показать художников, которые вышли из тех стен, с их мыслями, концепциями и видением», — добавила директор МСИИ.
Выставка «Сума Сумарум» дает «уникальный шанс понять, что такое актуальное искусство сегодня», обратила внимание заведующая отделом международных связей Белорусской государственной академии искусств Екатерина Кенигсберг. По ее словам, существование такой галереи было уникальным явлением для Минска. Несмотря на то что галерей в 1990-х годах было достаточно, «Шестая линия» была «единственной и уникальной», поскольку «первой предоставила возможность выставиться художникам, которые считались представителями белорусского андеграунда и у которых не было возможности выставляться в официальных учреждениях».
«Выставки таких художников проводились в квартирах, каких-то залах НИИ, несмотря на то что они были признанными, имели свои мастерские. Тем не менее их творчество шло вразрез с официальным искусством, которое можно было увидеть в художественных музеях», — подчеркнула Кенигсберг.
«Шестая линия» позволила белорусским авторам «заявить о себе открыто», галерея была «первопроходцем недель перформансов». «Она первая начала работать с иностранными представительствами — только появившимися Польским институтом, Институтом имени Гёте. Там показывались проекты, немыслимые для других мест. Это место обладало удивительным притяжением для тех, кто занимался современным искусством», — добавила она.
Кенигсберг предложила подумать над созданием энциклопедии «Шестой линии» на основе архивов галереи и материалов текущего выставочного проекта.
Одна из первых и наиболее популярных белорусских некоммерческих галерей современного искусства «Шестая линия» работала в Минске с 1992-го по 1998 год. Она размещалась в 9-м корпусе Белорусской государственной политехнической академии (ныне Белорусский национальный технический университет) на улице Якуба Коласа. За время существования галереи было проведено порядка 50 выставок, художественных акций и перформансов.
Директор знаменитой галереи современного искусства «Шестая линия» Ирина Бигдай не исключает, что эта культурная площадка может вновь возникнуть в белорусской...