Традицию шаповальства в Дрибинском районе предложат признать всемирным наследием. 21.by

Традицию шаповальства в Дрибинском районе предложат признать всемирным наследием

29.01.2015 11:56 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Традиция шаповальства в Дрибинском районе недавно получило статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси. Теперь редкое ремесло претендует на место в Списке всемирного нематериального культурного наследия, пишет "СБ Беларусь Сегодня".




Валенки ручной работы давно стали визитной карточкой Дрибина. У местного историко-этнографического музея даже сайт так называется: "Валенки-Дрибин.by". Да и сам музей - настоящая мастерская катрушника. Есть тут настоящая "брында" - станок, с помощью которого выбивается овчина. А уж самих валенок - великое множество: детские с цветами, для девушек-одниц - расшитые узорами, серые для мужчин и даже крохотные, размером с ладошку - сувенирные.

В конце прошлого года в музее закончили ремонт. Но планов впереди еще много. До конца 2015 года планируют обновить и значительно расширить экспозицию.

"Уже заказали художественный проект - в музее появятся красивая диорама, мебель для мастерской, где занимаются дети, - рассказала директор музея Жанна Климова. - Самому маленькому шаповалу из клуба "Спутник" 9 лет. В прошлом году создали молодежную производственную бригаду "Дрибинские шерстобиты". Еще раньше объединили при музее опытных катрушников".




Их нынче на Дрибинщине - около 30. А когда-то катрушники жили практически в каждом доме. Секреты своего ремесла они держали в тайне, передавая из поколения в поколение. Даже язык свой катрушницкий придумали. Хлеб - "окруж", кружка - "чахирка", иголка - "бодуха", деньги - "ховбы", шапка - "катруха", валенки - "шкорни". С его помощью шаповалы не только секреты ремесла от конкурентов таили, но и заказчиков хвалили или ругали.

К примеру, попалась скупая хозяйка, один мастер говорил другому: "Жбаха - шкредьма, надо шкорни схалить!" В переводе на русский: "Хозяйка - жадина, надо валенки испортить!" Со временем, чтобы нелегкий труд катрушников не был предан забвению, их язык рассекретили. Издали книгу "Катрушнiцкi лемязень", где собрали около тысячи слов. При подготовке использовали записи известного этнографа Евдокима Романова, в 1900-1901 годах пробовавшего систематизировать язык шаповалов, сведения о языке дрибинских шаповалов XIX века, найденные в архивах местного музея, рукописный домашний словарик, переданный уроженцем Дрибинщины Михаилом Козловым, отец и дед которого были катрушниками. По крупицам собирали и историю старинного ремесла.

По официальным данным, шаповальство (дословный перевод - "валять шапку") зародилось на Дрибинщине в XIX веке. Версий возникновения несколько. Первая - тогдашний владелец имения Дрибин Оттон Цехоновецкий послал своих крестьян в Нижегородскую область, чтобы обучились шаповальскому ремеслу. Вторая - владелец имения с целью увеличения населения - место это было довольно необжитое, пустынное - пригласил селиться сюда всех желающих. Среди пришедших были и те, кто умел обращаться с овчиной

В старину шаповалы занимались отхожим и кустарным промыслом. Трижды в год уходили работать по деревням. Одного дрибинского шаповала валенки довели аж до Америки. Говорят, оттуда он присылал своей семье по 300 рублей в год - огромные по тем временам деньги!


Шаповал с 30-летним стажем Владимир Осиповский обучает самобытному ремеслу местных детей.

Шаповальское искусство тяжелое. А вот орудия труда у мастера простые: деревянные колодки, с помощью которых придается форма ступне валенка, правидло, при помощи которого формируется голенище. Катрушник Владимир Осиповский - профессионал с 30-летним стажем из деревни Покутье Дрибинского района, к которому обычно возят туристов, рассказал, что работа эта - кропотливая и грязная.

"Шерсть сперва надо заготовить, вымыть, вычесать, высушить. Если нечистая - процентов 25 может уйти на выброс. А надо ее на женские валенки больше килограмма. На мужские - полтора. Одному заказчику, у которого 50-й размер обуви, и вовсе понадобилось больше двух кило", - пояснил Владимир Осиповский. - Но дело того стоит: в такой теплой обуви в самую лютую стужу не холодно ни 80-летнему старику, ни малому ребенку. И послужат они долго. Ведь при изготовлении не используются ни химикаты, ни кислоты, лишь горячая вода. А на качественный товар и спрос есть. У меня в прошлом году около сотни заказчиков было. География обширная: Гомель, Гродно, Москва, Мурманск, Череповец. И ребятню местную науке этой обучаю. Потому что надо кому-то опыт передавать".


Елена Ребковец: "Такие варежки в старину катрушники специально для ямщиков валяли".

"Чтобы шаповальство развивалось, на Дрибинщине уже сделано немало. Это не только кружки. У нас каждый год проходит фестиваль народного творчества, промыслов и ремесел "Дрибинские торжки". Любой может приобрести сувениры из шерсти и, конечно, валенки, - рассказала начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Дрибинского райисполкома Елена Ребковец. - В конце прошлого года нас пригласили поучаствовать в Днях белорусской культуры в Санкт-Петербурге. Наши самобытные валенки и шапки-магерки, куклы-обереги произвели там фурор. Если же наше шаповальство включат в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, надеемся, что к нам потянется еще больше туристов".

В этом году в здании музея откроется салон-магазин с катрушницкой мастерской, где смогут выставлять свои работы как опытные, так и начинающие шаповалы. Есть идея завлекать туристов в Дрибин необычным туром - с возможностью пожить в агроусадьбе понравившегося шаповала и самому научиться валять валенки.
 
Теги: Гомель, Гродно
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Редкое ремесло претендует на место в Списке всемирного нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика