"Кинотеатр стоит на духовном месте": 40 лет "Октября" в воспоминаниях первых сотрудников. 21.by

"Кинотеатр стоит на духовном месте": 40 лет "Октября" в воспоминаниях первых сотрудников

30.01.2015 08:48 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

30 января кинотеатру "Октябрь" исполняется 40 лет. TUT.BY пообщался с семьей, вот уже три поколения которой работает в кинотеатре, а также с сотрудницей, которая включает фильмы в "Октябре" уже без малого 37 лет, почти со дня основания, чтобы вспомнить, чем жил кинотеатр все это время, поговорить об обходительном Вячеславе Тихонове и галантном Георгии Милляре.

...и Милляр ручки целовал




В комнату к инженеру Валентине Алексеевне Тимоховой, окошко которой находится в конце зрительного зала, мы попадаем через тайную дверь в стене кинозала. Она включает фильмы в "Октябре" с 1978 года, то есть пришла через три года после его открытия. Говорит, что из первого рабочего дня помнит только связку ключей и просьбу закрыть двери: "А там их столько, что я боялась не разобраться". До прихода в "Октябрь" инженер работала в кинотеатре "Вымпел", а потом недолго - в "Победе".

Валентина Тимохова рассказывает, что в 1978 году в комнате стояло 4 проектора с бобинами, и был большой штат киномехаников. Теперь же с переходом на "цифру" в комнате достаточно одного сотрудника (в 2012 году в кинотеатре "Октябрь" установили электронный кинопроектор Kinoton и цифровой видеопроектор. – TUT.BY). Всего в штате сменяют друг друга четыре киномеханика и инженера.

Раньше был уголь даже, и дуга горела. Была автоматическая подача углей, он сгорал и должен был подвинуться. А если заедало, то на экране было темно, надо было скорее стукнуть, чтобы сошлись угли. А если киномеханик забывал поменять уголь, тогда надо было брать диэлектрическую перчатку и вставлять уголь вручную, чтобы на экране светилось. Если киномеханик забудет уголь поменять, он так приварится к держателю, что надо потом молотком выбивать, – рассказывает Валентина Алексеевна о тяжелой работе киномеханика в 1978 году. По ее словам, в комнате постоянно стоял такой грохот, что инженерам приходилось громко разговаривать. Привычка кричать сохранилась даже в тихом месте.

Теперь в аппаратуре стоит ксеноновая лампа, спрятанная в корпусе. Когда срок их эксплуатации подходит к концу, они загораются красным.

А старые лампы могли взорваться. Там давление внутри 25 атмосфер. Один раз лампа взорвалась, и через окошко мне на предплечье попал раскаленный кусок. Пока он не остыл, его невозможно было снять с руки, – буднично рассказывает о болезненном ожоге женщина.

С "цифрой" работать безопаснее, заверяет она. По ее словам, когда в "Октябре" еще проходил кинофестиваль "Лістапад", инженерам привозили в день четыре фильма: "Их надо было проверить, показать, опять сдать, а еще успеть поставить микрофон, чтобы не зафонил. Было весело работать, сейчас более рутинно".

Как можно подумать, инженер-киномеханик в курсе киноновинок и смотрит все фильмы. Но оказалось, что Валентина Тимохова не смотрит картины со своего рабочего места.

Только "Титаник" смотрела кусками и "Красотку". Больше смотреть нечего, одни боевики. До перестройки один фильм шел неделю. Какой-то период перед "Титаником" люди вообще не ходили в кино, а после опять стали ходить.

Она припоминает, что "Сибирского цирюльника" смотрели всем коллективом, и еще фильм "Лістапада" "Приходи на меня посмотреть", где играет Олег Янковский.

– Он, кстати, со мной в 45-й школе учился, только на год старше. Мы его все знали, а он нас нет. Он был видный, ходил на занятия с одной тетрадкой под мышкой, – вспоминает женщина.

Валентина Алексеевна признается, что в советское время ей было интересно работать: в кинотеатре было много премьер, на которые приезжали артисты.

Кого только тут не было. Милляр ручки мне целовал. Я тогда молодая была. Он выступал, и ставили его ролики (как теперь клипы). Я принесла ему ролик, и руки были грязные от работы с пленкой, а он мне ручку целует и говорит: "Это хорошая грязь", – смеется Тимохова. Говорит, в то время она смотрела все показы, и фильмы ей нравились больше.














Пока мы общались, сеанс закончился. Валентина Алексеевна спохватилась и пошла включать свет в зале. Эта обязанность также лежит на ней. Она же включает музыку в зрительном зале, которая играет до начала фильма.

Фильм на перемотке мог слететь, пленка не рвалась, а накручивалась, – рассказывает о казусах, что случались с пленкой, Валентина Алексеевна.

Однажды сбой произошел на фестивале: фильм пошел вверх ногами. Режиссер стал извиняться перед зрителями, что киномеханики перепутали, а оказалось, что ошиблись киномеханики в Турции, где фильм был до этого. Они вырезали и неправильно приклеили концовку.

Она рассказывает, что киномеханик мог и испортить фильм на пленке.

Когда приходил фильм, его надо было проверить. Можно так зарядить пленку, что на ней потом будут полоски, а на экране "дождик". Потом за это надо было платить штраф из своего кармана, – вспоминает о трудностях работы с пленкой инженер, в очередной раз объясняя преимущества "цифры", где ничего не испортишь. Единственная проблема, которая может произойти, это перепад напряжения в сети. Тогда компьютер может отключиться, и на экране на какое-то время пропадет изображение. Несколько лет назад свет отключался три раза за сеанс. Но, по словам Валентины Алексеевны, такого уже давно не случалось.

Секретарь кинотеатра с 20-летним стажем: "Я просто бредила фильмами"

Нина Гавриловна Филимонова работала секретарем директора с 1984 года, и в 2006 году ушла на пенсию. Первый директор, которого застала секретарь, Елена Ласевич пошла на повышение, на смену ей пришел Владимир Ходан. После его смерти руководителем стал его заместитель Александр Власенко, который на посту уже почти 20 лет.


Нина Гавриловна Филимонова с дочерью Еленой. Внучка во время нашей беседы находилась на рабочем месте во время сеанса в зале кинотеатра

На ее памяти – много встреч, фестивалей и гостей, которых она по долгу службы встречала и сопровождала.

В первый день, когда меня приняли, проходил фестиваль детской сказки. Приезжали Милляр, Пуговкин… – вспоминает Нина Гавриловна. – Милляр был точно такой, как в сказках. И я не знала, где что находится. В фойе было так много людей, что не протолкнуться. Милляр попросился в уборную, а я не знала про административную и направила его в общую. Бедный, он протискивался через толпу – мне до сих пор неловко. Помню, Зиновий Гердт кому-то завязал рукава, тот не мог попасть в рукава, все смеялись.

Нина Гавриловна с детства любила фильмы. Она – ребенок войны: семью эвакуировали из Украины, и она жила в Казахстане в доме из самана (кирпич из соломы, глины и навоза. – TUT.BY), за соседней стенкой был клуб.

Приехал к нам фронтовик раненый, хромал, и он крутил конфискованные у немцев американские фильмы. Хорошо помню "Сестру его дворецкого" с Диной Дурбин. Я в щелку смотрела. Пленка рвалась, этот фронтовик разрезал ее и склеивал. А вырезанные куски лежали на мусорке возле нашего дома, и я их подбирала и показывала подружкам – это было целое богатство. Я просто бредила фильмами, – рассказывает о своем знакомстве с кинематографом Нина Филимонова.

До того как прийти в "Октябрь", Нина Филимонова работа инженером на заводе им. Вавилова. Потом умер муж, у нее на нервной почве начались проблемы со здоровьем, и врачи посоветовали сменить работу и коллектив. Дочь Нины Гавриловны как-то, проходя мимо "Октября", увидела объявление, что там требуется контролер.

Тогда директором была Елена Ласевич – такая красивая, элегантная, женственная, я ее называла маленькой хозяйкой большого дома. Когда она хотела сделать кому-то замечание, следовала Карнеги: сначала хвалила, а потом между делом критиковала за что-то конкретное. Она сказала, что контролера легко найти, а ей нужен человек, который знал бы кадровые дела и умел печатать на машинке. А мы приехали из Хабаровска, где я работала в отделе кадров. Я все это умела. Так я пришла секретарем. Я добросовестная, все выполняла даже слишком хорошо, поэтому меня держали и после пенсии еще 19 лет, – вспоминает Нина Гавриловна.




Она помнит длинные очереди, которые выстраивались перед кассами кинотеатра: "Тогда только контролеров было 18 человек!" После 70 лет, когда появились новые технологии, она освоила компьютер: "Внук программист, и он мне в воскресенье объяснял, я записывала, а потом сама разбиралась".

В советские времена в кинотеатре регулярно устраивали встречи с режиссерами, спортсменам и коллективами редакций. Сотрудники часто выезжали на природу, проводили соревнования, делали стенгазету на каждое мероприятие, ездили совместно в Прибалтику, в санаторий в Крым, по центральной России.

На премьеры кинолент приезжало много артистов. Нина Гавриловна показывает старые фото, на которых изображен актер Вячеслав Тихонов.

Он неразговорчив, очень сосредоточенный. Я знала, что он высокий, но когда он заходил в комнату, он на голову всех был выше. Очень обходительный мужчина, – вспоминает Нина Филимонова.

В кинотеатре была своя телестудия: в то время не было трейлеров, и сотрудники сами делали анонсы фильмов.

Раз в неделю администрация проводила пятиминутки: каждый отчитывался за свой отдел, рассказывал о трудностях, успехах, о том, что нужно сделать. Все это докладывалось директору, а секретарь записывала.

Хоть у нас были большие очереди, когда поток зрителей стал уменьшаться (в 90-е. – TUT.BY), мы не сидели сложа руки, ходили на заводы и продавали билеты, – вспоминает бывший секретарь.

Сейчас в кинотеатре администратором работает дочь Нины Гавриловны Елена. По профессии она – строитель автомобильных дорог: сначала работала в полевых условиях, потом пошла в проектный институт. Но мама Елены говорит, что дочь всегда тянулась к искусству, занималась рукоделием, ходила на курсы и какое-то время преподавала уроки труда в школе.

Нам нужен был администратор, а Лена – очень обязательный человек. Я попросила рассмотреть ее кандидатуру, и она подошла. Так получилось, что она мне нашла работу в "Октябре", а я – ей. А потом уже пришла моя внучка работать контролером, – делится Нина Филимонова.

Я очень счастлива, что работала в "Октябре". Мне кажется, он стоит на духовном месте. Даже те, кто уходил от нас, возвращался, потому что сюда тянет. Любовь моя к этому кинотеатру передалась и дочери с внучкой.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY пообщался с семьей, вот уже три поколения которой работает в кинотеатре, а также с сотрудницей, которая включает фильмы в "Октябре" почти со дня его основания.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика