Михаил Финберг: "Личностей у нас стало очень мало". 21.by

Михаил Финберг: "Личностей у нас стало очень мало"

17.02.2015 20:32 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Корреспондент TUT.BY встретился с профессором Белорусской академии музыки, заслуженным деятелем искусств, народным артистом Республики Беларусь Михаилом Финбергом и поговорил о будущем эстрадной музыки, непрофессиональных руководителях и о том, что нужно носить певичкам.




– Михаил Яковлевич, вас называют создателем белорусской эстрадной музыки. Как вы считаете, на каком уровне она сейчас находится?

– Не могу сказать, что эстрадная музыка находится на плохом уровне. Она, безусловно, развивается. Мне бы хотелось, чтобы она развивалась не в одну сторону, а в несколько. Чтобы она была разнообразная, современная и шла в ногу с сегодняшним временем.

Я 27 лет проработал с заслуженным коллективом Национального академического концертного оркестра Беларуси. К тому же я отработал около 20 лет с другим оркестром и работал с оркестром телевидения и радио. Если все сложить вместе – это около 50 лет. Конечно, за это время я получил огромный опыт, учитывая мое образование. Я много приложил сил для того, чтобы наша музыка была яркой. Чтобы она была известна во всем мире, чтобы она была национальной и мы любили наше, национальное. С коллективами, с которыми я работал, мы сделали очень много. К сожалению, об этом мало кто вспоминает и рассказывает, при том, что я еще не ушел из жизни.

За эти годы мне удалось сделать 34 программы на тексты белорусских поэтов: Максима Богдановича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Аркадия Кулешова, Владимира Короткевича, Адама Мицкевича, Адама Русака и многих других. Всего 34 поэта. Мной созданы 196 фестивалей в маленьких культурных центрах нашей родной Беларуси. В Несвиже, Мире, Новогрудке, Турове, Хойниках, Чечерске, Молодечно, Мстиславле. Всего 27 городов, где мы проводим фестивали. И на каждом звучит около 5-6 программ. Я этим очень горжусь. И это не считая 25 фестивалей "Славянский базар", 26 джазовых фестивалей… Работа проделана огромная.

Однако я считаю, что первыми создателями эстрадной музыки в нашей стране были заслуженные артисты Беларуси Эдди Игнатьевич Рознер и Борис Ипполитович Райский. Также наши яркие композиторы: Евгений Глебов, Игорь Лученок... И, конечно же, маршал нашей белорусской песни – Владимир Мулявин.

Я очень горжусь тем, что последние четыре концерта Владимир Георгиевич Мулявин спел с нашим оркестром. Это было в Москве, на закладке его звезды, и в минской филармонии. Я считаю, это наш символ, который любил национальное, любил высокопрофессиональное.

Сегодня мы работаем так, что наш коллектив является лучшим оркестром Европы. Я не побоюсь это сказать. В нем работают лучшие музыканты страны, которые имеют настоящее образование. Три народных артиста, 18 заслуженных, доктора наук, профессора, академики.

– Не ощущаете ли какую-то недооценку со стороны зрителей?

– Я не имею права так говорить и даже думать. Буквально только что мы провели три концерта на джазовом фестивале. В марте будет четыре концерта "Шлягер на все времена". Ни одного билета уже нет. Скажите, на какой белорусский коллектив покупают билеты за 2-3 месяца?

Другой вопрос, почему нас не показывают по телевидению? А зрители нас очень любят. Сейчас мы делаем программу на 2016 год! Этот год мы уже полностью закрыли, и я могу быть спокоен за эти программы.

– Почему вас не показывают по телевидению, как вы считаете?

– Я не руковожу телевизионными каналами. И вместе с тем не могу сказать о них плохое слово. Когда я к ним обращаюсь, мне идут навстречу. Но чтобы у нас была выстроена совместная работа, такого у нас нет.

Когда я работал в Москве, а там я работал на многих каналах, только на "Первом" канале мы записали 678 программ "Угадай мелодию", а еще 14 "Новогодних огоньков". Тогда я был больше в эфире. Сейчас почему-то меньше, но в то же время, на меня стали лучше покупать билеты. И билеты, которые стоят дороже. И я этим очень горжусь. Если назвать, какие суммы мы заработали, многие позавидуют.




– Почему в Беларуси не появилось новых всенародно любимых звезд уровня Мулявина?

– Нужно сделать расшифровку слова "звезда". "Звезда" не государственное звание. Ими многие называют себя сами. Нужно их отделять от других людей, которые являются личностями. Вот личностей у нас стало очень мало. Чтобы быть личностью, нужно быть высокообразованным и очень талантливым человеком. Человеком, который знает не то, что он делает сейчас, а то, что он будет делать через 4-5 лет.

Личность – человек, на которого покупают билеты. Покупают не по принуждению и указанию сверху, а покупают в кассе. А затем вечером со своей женщиной или девушкой идут слушать хороший концерт или спектакль.

– Через ваш оркестр прошло много артистов, которые позже ушли в самостоятельное плавание. Вы говорите, что на ваших концертах постоянно аншлаги, почему эти артисты, которые позиционируют себя как "звезды", редко могут похвастаться такими результатами?

– Все советские исполнители высокого класса, которые по праву могут звать себя "звездами", всегда работали с музыкальными руководителями. Алла Пугачева работала в оркестре Лундстрема, Лариса Долина – в оркестре Константина Орбеляна в Армении, Лев Лещенко – в оркестре Юрия Силантьева, Эдита Пьеха работала с изумительным композитором и пианистом Броневицким. Я могу называть остальных "больших" музыкантов, всех их постоянно водили за ручку. Им это необходимо, особенно вокалистам. Человека, который стоит за спиной вокалиста, и прекрасно играет, никогда не объявляют. Имя любой певички объявляют сто раз.

Вы правильно сказали, все так называемые "звезды" поднялись от нашего оркестра. Они все прошли через него. Я даже немного горжусь, что я их когда-то нашел. То, что они ушли – это их право, это хорошо. Но самостоятельная работа – это большая ответственность, это очень сложно. Для этого необходимо иметь настоящее образование, колоссальный опыт, целеустремленность, делать все достойно и, самое главное, – любить свой народ, свою страну и своего зрителя. Этому можно учиться всю жизнь и не научиться. А многие из них не учатся и останавливаются. Кричали-кричали, неудобно называть их фамилии. Но где они? Не думаю, что они сегодня очень хорошо зарабатывают, чтобы содержать семьи. Когда артист работает в большом коллективе, где есть руководитель, который любит свою работу и знает, как нужно работать – есть успех.

Задумывались ли вы над тем, что в последние годы на всех самых больших конкурсах представляли страну музыканты нашего оркестра? Первым белорусом, который побывал на конкурсе "Евровидение", был Михаил Яковлевич Финберг. В 1995 году я был с Киркоровым и Пугачевой. После меня многие ездили, в том числе музыканты из нашего оркестра. Юра Ващук участвовал в прошлом году, до этого Дмитрий Колдун. Бьянка ведь тоже из нашего оркестра. И многие другие. Только почему-то некоторые никогда не говорят, что здесь работали.

– Почему?

– Это их воспитанность. Буквально три дня назад в рамках джазового фестиваля я провел концерт памяти выдающегося белорусского музыканта Бориса Райского. Его все забыли, а ему исполнилось бы 100 лет. Именно он научил всех нас здесь работать. Тогда мы вообще не знали, что такое саксофон. Я его вспомнил и еще раз отблагодарил. Я не надеюсь, что когда я умру, кто-то из них мне скажет спасибо. Мне это и не нужно.

Но надо уважать людей всех возрастов. Не нужно гордиться тем, что тебе 18 лет или 22 года. Во-первых, годы быстро проходят. А во-вторых, до большого возраста нужно дожить. И дожить достойно, а это не так просто. В наше время, чтобы работать в искусстве, нужно было обязательно пройти аспирантуру. Без нее дальше вообще никакой дороги не было. Я получил звание профессора, хотя я его никогда не употребляю. Много лет преподавал в консерватории и знаю, что это за труд.

Когда я говорю про себя хорошее, не подумайте, что у меня нет недостатков. Они, безусловно, есть. Но то, что мной проделано, оно все записано, и у меня этого не отнимут. Если кто-то не замечает, это их личное дело. За свою жизнь я столько насмотрелся. Конечно, иногда грущу и порой обидно. Я заслужил кое-что.

О том, что я был на "Евровидении", не говорили почти 20 лет, пока я сам не написал. И все сразу начали спрашивать: "Вы были на "Евровидении"?" Да, я там был! Никто здесь не вспоминает, что в Москве мы записали все программы, связанные с закладкой Аллеи звезд. И мне там заложена звезда.

Прошел 25-й фестиваль "Славянский базар" - никто не сказал спасибо. Прошел 23-й фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно, где мы подняли все. Тишина. Как будто так и нужно. Нужно уважать людей и проявлять внимание к людям, которые много сделали.

Если у меня когда-нибудь хватит смелости, я расскажу, что пережил Володя Мулявин. И это не всем понравится. А ведь есть у кого учиться уважению. Я помню, как Мулявина уважал президент Лукашенко. А другие пытались искать у Володи недостатки. Какие у него могут быть недостатки, он гений! Пока никто лучшего ничего не придумал. Я приезжаю на гастроли в Челябинск, там звучит песня, которую написал Мулявин. Но у нас ведь были и другие творческие коллективы, которые работали в других направлениях. Почему никто ни одной их песни не знает ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге?..

– А на Западе?

На Западе вообще все сложно. Но, поверьте, наши исполнители ярче, чем их исполнители. У наших нет такой раскрутки и быть не может. Мы по-другому обучены. На Западе все делают за свои деньги. И пусть не придумывают эти слова: "продюсеры", "менеджеры"... Это иностранные слова, которые заменяются простым словом "администратор". Оно было точнее и правильней. И было меньше жуликов.




– Вы говорите, что Эдди Рознер стал основателем эстрадной музыки в Беларуси. Он ориентировался на западные музыкальные каноны. Можно ли вообще сейчас их сравнить?

– Мы копировали Соединенные Штаты, но никогда не шли вместе. Мы старались им подражать, но у нас не хватало знаний, опыта, квалификации. Однако сейчас американские музыканты могут поучиться у наших.

В Беларуси джаз родился в 1939 году. Пока ни в одном виде искусства мы не сделали столько фестивалей, сколько сделали в джазе. Этим нужно гордиться. А не тем, что певичка надела очень коротенькую юбочку и назвала себя "звездой". Это все чепуха. Если присмотреться, будут видны все ее изъяны, все искривления на ногах. И станет понятно, что нужно было носить не юбку короткую, а голову на плечах.

Рознер был руководителем первого профессионального государственного коллектива в нашей стране. А в оркестре цирка работал Райский, которого затем я заменил. В цирке я отработал около 20 лет. Конечно, это была моя лаборатория, где я учился. Тогда мы записали 8 пластинок на фирме "Мелодия". Там работали выдающиеся музыканты. К сожалению, многих уже нет с нами. Я очень благодарен этим людям. Ведь оркестр состоял из приезжих людей. Все они приехали из Шанхая. И программу, посвященную Райскому, я назвал: "Шанхай-Мінск. Усё жыццё з джазам. Барысу Райскаму 100 гадоў". Я благодарен минчанам за то, что купили все до единого билета на этот фестиваль. К сожалению, опять никто не отснял ни одного кадра.

– А какую музыку вы слушаете?

– Я слушаю хорошую музыку.

– Как определить, какая хорошая?

– Для этого, во-первых, партитуры должны быть написаны настоящим композитором, а не жуликом. Сейчас все в одночасье стали композиторами. Еще 20 лет назад их столько не было. Был один союз композиторов, в котором требовали настоящее образование. Сейчас мальчик знает три аккорда – композитор и аранжировщик.

Во-вторых, музыка должна быть исполнена высокопрофессиональным коллективом. Тогда в сочетании получится результат, которого ждут от этой музыки ее поклонники. В данном случае это я. Так во всем мире.

– В то же время существует много примеров, когда люди без музыкального образования создавали и записывали музыкальные шедевры.

– Не нужно относиться к слову "образование" как к идолу. У нас в оркестре оно требуется, потому что мы играем академическую музыку. Мы исполняем джазовую музыку, популярную музыку. Ее может сыграть только музыкант, который знает свой инструмент и музыку по-академически. Он должен знать, в каком веке находится. В каждом веке говорилось и исполнялось по-разному. Произношение было другое.

Да, есть коллективы, где играют люди, которые не обучались. Но нужно много знать и чувствовать, чтобы все получилось профессионально. Порой им кажется, что все хорошо. Но копни чуть глубже – все находится в саунде, в звучании. А без звучания у него ручки кривые, ножки кривые, горб и тому подобное.

– Когда же белорусские музыканты смогут создавать музыку, которая будет востребована во всем мире?

– Кто им мешает? Раньше говорили, что мешает ЦК партии, кто-то еще мешал. Нужно работать. Не смаковать свою внешность и сидеть в ресторане с сигаретой. А каждый день работать. Лично я работаю каждый день с 7 утра без выходных. Чем больше будете работать, тем больше вы будете понимать, сколько у вас недостатков. Как только перестанете работать, вам будет казаться, что вы законченный музыкант и все можете, что не есть правда. Так в любом деле. Как только прекращаешь заниматься, начинаешь не замечать других, начинаешь хамить окружающим.

Я не люблю бывать за рубежом, я люблю быть дома. Но вы обратили внимание, что там постоянно все друг друга хвалят: "Браво! Браво!" И никто не ругает. Я думал, какие золотые люди. Пока не повзрослел. Нужно всегда говорить правду. Это помогает взбодриться и посмотреть на себя со стороны. А у нас эта правда выливается в личные обиды. Нужно понять: чем больше мы собой недовольны, тем больше мы растем.




– А как вы воздействуете на музыкантов оркестра?

– Я на них никак не воздействую. Я их в первую очередь люблю. Они самые дорогие мне люди. Без них я никто. Если дирижер думает, что он главный, а остальные – никто, он никакой не дирижер. Он "падробак". Нужно любить и уважать музыкантов.

– Дайте, пожалуйста, определение, что такое гениальное произведение?

– Гениальное – это не когда какой-то начальник скажет, что оно гениальное. А когда скажут профессионалы, что оно заслуживает огромного внимания. И когда его будут чувствовать слушатели. Я полагаю, что такие произведения будут. У нас еще есть мастера, о которых, правда, мало рассказывают. Например, Дмитрий Смольский – настоящий композитор, которого я очень люблю и уважаю.

– Часто бывает, что профессионалы критикуют произведение, а зрителям очень нравится.

– И очень хорошо. Кто вам мешает, чтобы оно вам нравилось? У профессионалов своя дорога. Но вот вы пойдете лечиться к врачу-непрофессионалу? Так и в музыке должно быть. В ней должны быть профессионалы. Часто нами руководят непрофессионалы. А мы стоим скромно и слушаем, что нам говорят.

– В этом году исполнится 70 лет победы в Великой Отечественной войне. Какую программу вы готовите по случаю праздника?

К 70-летию освобождения Беларуси мы единственные в стране сделали программу на тексты белорусских поэтов. Она была полностью на белорусском языке. Правда, все постарались этого не заметить. Но это было, и я горжусь, что она у нас есть. Нынешняя программа будет состоять из новых песен в новых аранжировках. Молодые исполнители будут смотреть на песни о войне по-другому, нежели их отцы и деды. Но они будут смотреть на них с любовью к своей родине и людям, которые принесли нам победу, благодаря которым мы живем.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Пока ни в одном виде искусства мы не сделали столько фестивалей, сколько сделали в джазе. Этим нужно гордиться. А не тем, что певичка надела очень коротенькую...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика