Как белорусский ксендз основал в XIX веке первую в Варшаве школу для глухонемых. 21.by

Как белорусский ксендз основал в XIX веке первую в Варшаве школу для глухонемых

24.04.2015 14:10 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Ксендз, просветитель и основатель института глухонемых в Варшаве Яков Забедеуш Фальковский родился 24 (по некоторым данным 29) апреля 1775 года в деревне Будлево под Белостоком (сейчас в Польше). Будущий педагог и теолог учился в Бресте, окончил Виленскую гимназию, учился в школе монахов пияров в Дрогичине над Бугом, потом сам вступил в орден.


Институт для глухонемых в Варшаве, который основал Яков Фальковский. Фото: biblioteka.warszawa1939.pl


Фото: www.biblioteka.warszawa1939.pl
В 21 год Фальковский стал учителем в школе в польском Щучине. Там в 1802 году он познакомился с семилетним немым от рождения мальчиком Петром Гонсовским. Через год ксендз поехал на повышение квалификации в Берлин, где посещал институт глухонемых. Однако методики хранили в секрете от посторонних, поэтому для самостоятельного обучения глухонемых Фальковский оттуда ничего не вынес.

В 1804 году Фальковский вернулся работать учителем в Дрогичин и забрал туда мальчика. Без методик его работа не приносила результатов. Потом он понял, что глухонемому надо объяснять значение звуков в зависимости от положения губ говорящего. Развивая свою идею по примеру уже известной немецкой методики Heineke, в течение трех лет он научил Петра читать написанный текст и читать по губам.

Методику обучения Фальковского описал в его биографии Владислав Новицки. Книга "Ksiądz Jakub Falkowski - założyciel Instytutu warszawskiego głuchoniemych. Przyczynek do dziejów dobroczynności" написана к 100-летию со дня рождения ксендза и вышла в Варшаве в 1876 году. Достижением Фальковского было то, что он понял, что глухие могут разговаривать, как и остальные, если помочь им усвоить звуки иным способом, не с помощью слуха. Он понимал, что познакомиться со звуками глухой может только через зрение. Научить такого человека говорить можно только через механическое повторение движений рта и горла: глухонемой все равно не услышит своего голоса, но будет его чувствовать.


Фото носят иллюстративный характер, belinka-club.livejournal.com



Фальковский провел много времени перед зеркалом, изучая движения своих губ. Потом он рисовал своему ученику Петру нужную букву и показывал, как складывать губы. Через некоторое время мальчик выучил буквы и повторял движения. Но ксендз потратил много времени на то, чтобы ученик понял, что надо выдавать из себя звук.

Вскоре мальчик научился выговаривать отдельные слоги, и Фальковский начал учить его словам – названиям самых необходимых вещей, которые окружали его, а также молитвам. Дальше Петр учился все лучше понимать людей, наблюдая за их губами.


Фото: www.liveinternet.ru

В итоге Петр не только смог учиться в школе со здоровыми детьми, но и стал отличником. Об этом узнали в Варшаве, и в 1809 году вызвали ксендза, чтобы он показал, как работает его методика. Тогда и появилась мысль создать институт глухонемых, а Варшавское товарищество друзей науки обещало вручить золотую медаль основателю.

Историю зарождения уникальной школы описывает ксендз Новодворский в 1860 году в биографической статье для варшавского Tygodnik Ilustrowany. Современники ксендза вспоминали, что он был очень скромным и не хотел брать на себя такую ответственность, потому что не считал себя специалистом. Он долго отказывался, пока в 1815 году его не убедили.

Фото: www.wspolczesna.pl
Фальковский отправился на год в Вену с тремя глухонемыми, изучил устройство подобных учреждений за границей, и в 1817 основал институт глухонемых. Учреждение постоянно сталкивалось с недостатком финансирования. С большими сложностями удалось собрать средства на строительство отдельного здания. 18 тысяч рублей дал царь Александр І, который посетил в институт в 1822 году во время поездки в Варшаву. По одной из версий, в детстве император с матерью посещал подобные учреждения для глухих, это произвело на него неизгладимое впечатление и предопределило его благосклонное отношение к появлению специальных институтов на присоединенных территориях (часть Польши была присоединена к России после Венского конгресса 1815 года).

Благодаря финансовой помощи в 1826 году институт переехал в новое здание на площади Трех Крестов в центре Варшавы. К 1830 году в нем обучалось 60 детей. В институте учились мальчики и девочки, христиане и евреи. Глухие дети учились "выговаривать" (дословный перевод с польского - TUT.BY), учили польский, арифметику, географию, каллиграфию, историю, рисовали. Были занятия по физкультуре и религии, а также ремеслам: можно было стать столяром, переплетчиком и портным.

Фальковский совмещал работу в костеле Св. Александра с преподаванием в школе, писал научные трактаты по сурдопедагогике.


Фото: humus.dreamwidth.org


Фото: humus.dreamwidth.org

Ксендз Фальковский руководил институтом до 1831 года, но потом еще пять лет был простым учителем, а также до конца жизни помогал институту деньгами. После восстания 1830 года отношение императора к любым инициативам изменилось, и финансовое положение института ухудшилось. Приходилось существовать за счет частных пожертвований. Некоторые биографы пишут, что резкое ухудшение материального положения привело к тому, что институт все более напоминал богадельню, а с 1843 года местные власти наряду с глухонемыми отправляли в институт и слепых детей. Однако институт не закрыли. По версии, которой сложно найти подтверждение, особое учебное заведение российские власти не воспринимали как угрозу себе или очаг зарождения национального духа, несмотря на то, что обучение там велось на польском.

С 1832 года Фальковский жил в Забяльском монастыре доминиканцев в Витебской губернии. За несколько месяцев до смерти он вернулся в Варшаву и умер там 2 сентября 1848 года в окружении своих подопечных и коллег.
 
Теги: знакомства, Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Достижением Фальковского было то, что он понял, что глухие могут разговаривать, как и остальные, если помочь им усвоить звуки иным способом, не с помощью слуха. он...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика