"Второй Мосар". Настоятель костела хочет сделать из Росицы райский сад. 21.by

"Второй Мосар". Настоятель костела хочет сделать из Росицы райский сад

16.06.2015 17:43 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Росица - удивительный край на севере Беларуси, в Верхнедвинском районе, рядом с латвийской границей. Деревня с поэтическим названием сегодня утопает в зелени и цветах, а 70 лет назад ее землю покрывал человеческий пепел. Это знаковое место для многих людей. Здесь редкий день не бывают паломники и туристы. И все удивляются тому, какую красоту создает местный ксендз.


Озеро Росица


Владение известных магнатов

Теперь в названии деревни ударение ставят на первый слог. А раньше ставили на второй. Белорусский язык лучше отражает это различие: соответственно Росіца и Расіца.

В 1599 году Лев Сапега купил деревню у Давыда Росицкого. Канцлер ВКЛ построил здесь униатскую церковь. С 1753 года местечко принадлежало уже воеводе Николаю Лопатинскому. Оно стало частью его имения Сарья  - так называется соседняя деревня.

Росица находилась на перекрестке оживленных трактов и одно время даже имела статус города. К началу ХХ века это было крупное поселение с костелом, церковью, синагогой. Знаменитые росицкие ярмарки собирали люд со всей округи.

"Обезглавленная" святыня

В центре деревни на высоком берегу озера Росица стоит Троицкий костел. Ради этого столетнего храма в неороманском стиле многие и едут в эту деревню.




Костел возводили в 1906-1911 годах на средства прихожан и местной шляхты. Хорошо пожертвовали помещики Шадурские и Нитославские. Но главным спонсором был Станислав Лопатинский. Местные старожилы любят рассказывать о том, каким образом в Росицу поставляли стройматериал. Люди стояли вдоль дороги - от самой Сарьи, и на протяжении 12 км по цепочке передавали друг другу красный кирпич.

Католический приход в Росице в начале ХХ века был самым многочисленным в Витебской губернии. В нем жило 8 000 человек.

В храме было пять алтарей и орган. А снаружи он выглядел иначе, чем сейчас: две изящные башни делали его самым высоким зданием в округе.




За это костел и поплатился - в 1934 году его "обезглавили". Советская власть решила, что шпили, видные даже из-за Двины, могут стать отличной мишенью для артиллерийского огня со стороны "агрессивной Польши". Когда башни снесли, храм приобрел присадистый и более приземленный вид. Но все равно он прекрасен в своем строгом и трагичном величии.





Костел в Росице, 1930-е годы

Многие замечают, что росицкая святыня до перестройки была похожа на костел святой Варвары в Витебске.


Костел святой Варвары в Витебске

"Обезглавленный" храм превратили в избу-читательню, потом - в клуб. Но местная богобоязненная молодежь, по воспоминаниям стариков, не спешила танцевать и смотреть кино в святыне. Все еще живо помнили, как здесь шли мессы.

А потом случилось чудо: в начале войны сюда снова пришли священники. Это были ксендзы Антоний Лещевич и Юрий Кашира из ордена мариан (монахи, которые выступали за белорусизацию костела). Им помогали сестры-евхаристки (монахини католической общины, созданной в 1923 году в недалекой от Росицы Друе).

Миссионеры находились между двух огней. Днем в Росице хозяйничали немцы и подозревали священников и сестер в сотрудничестве с партизанами. А ночью появлялись "лесные братья" и расспрашивали о фашистах. Но ксендзы продолжали служение. Причем не только в росицком костеле. Они ездили по всей округе. Среди паствы были даже православные, которые в то смутное время лишились своих церквей и батюшек.

"Зимнее волшебство"

16-18 февраля 1943 года в Росице произошла трагедия, которая потрясает людей во всем мире и через семь десятилетий.

"Зимнее волшебство" - так цинично фашисты назвали карательную антипартизанскую операцию на севере Беларуси и в Себежском районе на Псковщине в России. Еще она известна под названием "Освейская трагедия". Немцы хотели создать в этой местности мертвую зону без жителей и населенных пунктов шириной 30-40 км, чтобы лишить партизан их опорных пунктов. К счастью, целиком реализовать свой план каратели не смогли: от людей и сел они очистили 15 км.

Многочисленные книги на эту тему приводят разные данные о количестве жертв трагедии. В частности, историк Александр Дюков в своем исследовании пишет: "Примерные итоги операции "Зимнее волшебство": более 200 убитых партизан, от 4 до 5 тысяч уничтоженных мирных граждан, более 7 тысяч угнанных (несколько тысяч из которых впоследствии погибло), 156 сожженных деревень и один райцентр (Освея - TUT.BY), огромное количество угнанного скота, отравленные колодцы, залитая кровью 15-километровая полоса мертвой земли".

Официальные источники приводят следующие цифры. Каратели сожгли все 158 деревень Освейщины. А во всем нынешнем Верхнедвинском районе - 426. Из них 186 не возродились. Более 300 населенных пунктов Верхнедвинщины испепелили вместе с жителями - полностью или частично.
Читать полностью:  http://news.tut.by/society/402877.html


Живой свидетель этого ужаса - росицкий костел. Немцы согнали в него жителей этого и окрестных сел - для фильтрации. 5 тысяч человек, от младенцев до стариков, почти 5 дней ожидали здесь решения своей участи. Полураздетые - из домов многих выгоняли посреди ночи. Без еды и воды. В страшных догадках, что впереди. Одно утешение: с ними были их "ойчанькі" - ксендзы Антоний Лещевич и Юрий Кашира.

Антоний Лещевич

Выходить наружу могли только священники. Под одеждой они приносили в костел воду и хлеб, который пекли сестры-евхаристки. Отдавали в костер церковную утварь, чтобы согреть хотя бы детей. Сутками напролет исповедовали, крестили. Были даже те, кто хотел перед лицом смерти венчаться. И, как могли, поддерживали людей, хоть сами падали с ног. Силы находили в молитве.

Юрий Кашира

А потом немцы устроили в костеле свой "страшный суд" - сортировку. Детей, молодежь и здоровых взрослых ставили в одну сторону. Беременных, больных, увечных и стариков - в другую. Первых отправили в латвийский концлагерь Саласпилс - чтобы качать кровь, травить мышьяком, заживо закапывать, применять другие изощренные пытки. А остальных сожгли - в самых больших хатах и конюшне. Всего в Росице погибло 1 528 человек. Это 10 Хатыней сразу.


На выезде из Росицы в сторону Бигосово у дороги находится мемориальный памятник. Надпись на нем рассказывает о трагедии.

Вместе с прихожанами пошли в огонь и ксендзы. Каратели предлагали им уйти. Но священники решили остаться с паствой до конца.

На месте одного из жутких кострищ, в котором погибли более 600 человек и ксендз Юрий Кашира, обнаружили остатки креста для процессий (священник шел с ним впереди колонны людей) и обгоревшую руку, в которой были зажаты четки.


Росица до сих пор плачет и молится о своих мучениках.

Жертву священников признали подвигом. В 1999 году Антоний Лещевич и Юрий Кашира канонизированы как святые мученики.

Костел в Росице почти 20 лет дважды в год - в феврале и августе - собирает паломников из разных стран. Люди со свечами в руках идут последней дорогой мучеников - к их братской могиле. Она находится за озером.




На месте этого мемориала раньше рос бурьян, паслись козы. Но благодаря усилиям настоятеля Троицкого костела Чеслава Куречко и сельчан здесь появились крест, фонари, дорожки и клумбы.


Памятник воинам-освободителям Росицы на их братской могиле. Бои за деревню шли 17-18 июля 1944 года.

Возрождение храма

После войны костел снова стал клубом. Потом - складом. Красивую напольную мозаику давили гусеницы колхозных тракторов. Эти пробоины на полу видны и сегодня...




В 1988 году храм вернули верующим и отремонтировали. В главном алтаре находится икона с изображением мучеников Антония и Юрия. 







Кстати, мы с удивлением узнали от местных жителей, что костел не закрывается. То есть любой может прийти сюда помолиться даже ночью. А людей со злыми намерениями тут не боятся: в пограничной зоне все пришлые на виду.


"Росице везет на священников"

"Росице везет на священников", - эту фразу мы слышали от нескольких жителей деревни. Своего ксендза Чеслава Куречко они не просто любят, а обожают: "Вся эта красота: клумбы, прудики, мостики, весь этот "маленький Версаль" - его рук дело. Он же ни минуты на месте не сидит! Даже в пруд сам ныряет, кувшинки сажает. А кувшинки эти - такие же прекрасные, как сам этот чудо-человек!".


Ксендз Чеслав Куречко с прихожанами. Священнослужитель стал лауреатом премии "Человек года Витебщины-2013". Фото: westki.info

К сожалению, познакомиться с отцом Чеславом во время приезда в Росицу нам не удалось: был в отъезде. Зато очень душевно пообщались по телефону. "Росіца вітае вас!" - таким было его приветствие. "Заўжды чакаем!" - пригласил на прощание. И снова захотелось побывать в этом благословенном краю...

В Росицу Чеслав Куречко приехал почти 8 лет назад, из Орши. И начал превращать приграничное село в райский сад. Потому что не может жить без цветов и красоты. А еще захотел, чтоб тут был "второй Мосар" - как у его друга, ксендза Юозаса Бульки. Деревня Мосар в Глубокском районе благодаря стараниям покойного настоятеля костела известна далеко за пределами Беларуси. 

Чеслав Куречко - тоже медийная персона. Кстати, из светских изданий о нем наиболее часто пишут... журналы для садоводов! Священник дает им мастер-классы, как вырастить то или иное растение.

"Кветкі любіла мая мама, гэта ў мяне ад яе. Памятаю, старэйшы брат дапамагаў бацьку, яны разам рабілі розныя тэхнічныя прылады. А я з маці корпаўся ў гародчыку", - вспоминает настоятель.

По обе стороны от костела отец Чеслав создал аллеи памяти - в память о жертвах войны. Одна - из туи и барбариса - ведет к озеру Росица. На берегу стоит красивая беседка. Вторая аллея приводит к кладбищу.













Возле костела разбиты газоны, клумбы, благоустроены водоемы. Когда мы были в Росице, там цвели сирень и магнолия.

"Пасадзіў 10 магнолій, але прыжыліся 5-6. Штосьці вымерзла ці высахла. Але сёлета магнолія добра цвіла: бутоны як бакалы!"
- говорит отец Чеслав.


Магнолия в Росице

"А зараз ужо пайшлі гарлачыкі - у возеры і стаўках. Правільна яны называюцца німфеі. Каб вы бачылі, якія прыгожыя! Ружовыя, чырвоныя, белыя, розныя! Абавязкова прыязджайце, гэта трэба бачыць. А каля касцёла ў гняздзе вылупіліся бусляняты. Іхнія бацькі клякочуць, а за касцёлам лебедзі плаваюць. Жыццё ідзе!" - ксендз радуется искренне, как ребенок.

Рассаду и саженцы растений он брал в Мосаре, привозил из Италии, Польши, Германии... Посадочный материал дарят и люди, которые знают о его увлечении. 

Ксендз благодарит всех волонтеров - местных и приезжих, кто помогает в благоустройстве: "Гэта і католікі, і праваслаўныя, і няверуючыя. А хто не дапамагае, я на іх не крыўджуся". Просил передать спасибо и местным властям: "Мне дапамагаюць і сельсавет, і райвыканкам. Адзін я нічога не зрабіў бы".














У отца Чеслава есть мечта - воссоздать Троицкий костел в историческом облике, с его знаменитыми башнями. Чтобы росицкая святыня, как и сто лет назад, была выше всех окрестных лесов и чтобы ее видели даже в Латвии.

А кто бы вы думали этот удивительный человек по профессии? Повар. Для некоторых гостей готовит лично. "Поліўку якую звару, наліснікаў напяку". Но это он скромничает. О кулинарных способностях настоятеля костела знают уже далеко за пределами Росицы. 

- І як вы толькі ўсё паспяваеце: і касцёл на вас, і прыхаджане, і такая гаспадарка вялікая, і яшчэ наліснікі для гасцей пячэце?


- Бывае, не агарнуць усё: і тут трэба падрыхліць, і там прапалоць, а там вунь падсыпаць... Ледзь жывы ў такія дні, рукі патрэскаліся ад працы... Але ж шчаслівы! Шчаслівы, што прыгажосць вакол. Што людзі разумеюць і дапамагаюць.

Устаю у 5 раніцы, п'ю каву, гляджу ў вакно, на возера, і планую: сёння вось гэта зраблю і гэта, пасля - тое і тое. І Бог благаслаўляе. 


Руины церкви

На окраине деревни - руины православной Свято-Евфросиниевской церкви.




Деньги на строительство храма в 1778 году перед смертью пожертвовал первый владелец Росицы из рода Лопатинских - Николай. Вначале церковь была униатской и деревянной. В 1866 году ее перестроили в камне и сделали православной.

В руины храм превратился еще до войны, во время коммунистического богоборчества. От большого пятикупольного храма сохранился только ярус колокольни на четырех опорах.


 


Озеро Надежды

Сегодня в Росице живет около 200 человек. Это, в основном, пожилые люди.

В центре деревни стоят нежилые двухэтажные дома. "Когда маленькие колхозы и совхозы начали объединять, Росицу присоединили к Сарье. Молодежь начала отсюда уезжать, искать лучшее место для жизни и работы. В Росице закрыли школу, наши школьники учатся в соседнем Бигосово", - рассказала местный краевед, директор Сарьянского дома культуры Елена Минченко.

Главная беда в Росице сегодня - дороги. Чтобы преодолеть ухабы, водители едут очень медленно.




"Если сделают дороги, люди к нам сразу же потянутся,
- уверена краевед. - Но что интересно: дороги не делали - не делали, и вдруг стали ремонтировать - сразу же после того, как в деревне появилось "озеро Надежды". Так мы назвали водоем, который выкопали по инициативе отца Чеслава. Как будто мало было в Росице воды, он еще один пруд захотел сделать! И вот, видите, какое оно необычное, "озеро Надежды", - желания исполняет!"




"Святая земля",
- называет Росицу ксендз Чеслав Куречко. Он убежден, что здесь не должно быть запустения. Люди берут с него пример, благоустраивают прикостельную территорию и свои подворья. А значит, Росица жива и даже собирается стать туристическим раем.




Автор благодарит пресс-группу Витебской таможни за помощь в организации поездки в Росицу.

Читайте также:

 
Теги: знакомства, Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Деревня с поэтическим названием сегодня утопает в зелени и цветах, а 70 лет назад земля тут была покрыта человеческим пеплом.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика