В 90-е годы на белорусской эстраде было много молодых интересных певиц, но остались на сцене единицы и среди них — Александра Гайдук. Она никогда не была заложницей одного образа: менялась, взрослела на сцене и тем интересна. А еще успешно работала на телевидении. И с юности грезила об актерской профессии, но разные обстоятельства уводили ее от мечты все дальше. Но чем длиннее и труднее путь, тем дороже награда: за последние полтора года Александра снялась в 9 фильмах!
В интервью Naviny.byАлександра Гайдук рассказала о том, как она попала с эстрады на киноплощадку.
— Александра, ранее вы говорили, что и не мечтали быть певицей, а все произошло из-за стечения обстоятельств. Сильно повлияли обстоятельства на вашу карьеру?
— Я родилась в семье военнослужащего и, конечно, мы покочевали… После жизни в большом городе, а наша семья обосновалась в Ленинграде почти на 10 лет, в Бресте мне было тесновато. Я мечтала быть актрисой и собиралась поступать в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Но в 16 лет я влюбилась, в 17 — вышла замуж, в 18 — родила сына. Я заботилась о ребенке, но и о себе думала, металась: что делать в Бресте? И чтобы быть поближе к своей мечте, поступила в Брестский музыкальный колледж на отделение академического вокала. Учебное заведение высоко котировалось, а меня прельщало, что там была дисциплина «мастерство актера».
Закончила я колледж через 6 лет, потому что успела еще раз выйти замуж и родить второго сына. Второй брак тоже быстро распался, потому что я уверена: если отношения не складываются, то самое правильное решение — расстаться, а не «терпеть ради детей». В тот момент я решила вернуться к своей мечте и пробовать поступить в Щукинское училище в Москве.
«Одиссея сыщика Гурова»
— А как же дети? Нередко женщины говорят: рано родила, воспитывала, не могла учиться, так вот карьера и не сложилась…
— Мне дети не мешали! Наоборот — та огромная мера ответственности, которая легла на мои плечи, как раз и подстегивала чего-то добиваться в жизни. Я считаю, что дети появляются на свет всегда вовремя и уверена, что есть в этом некий божий промысел. Если бы не дети, то не знаю, куда бы меня могла забросить судьба, учитывая характер и время — лихие 90-е. Мне с детьми помогали мои бабушка и мама, за что я им очень благодарна. В Москву я собиралась, потому что там на тот момент уже жила мама, мне очень хотелось быть к ней поближе.
— Мужья помогали воспитывать сыновей?
— Увы. Первый муж еще до рождения сына сказал: «Хочешь рожать — рожай, тебе же с ним возиться». И так получилось, что дети оказались нужны только мне. Я очень хорошо понимаю женщин, которые оказалась в подобной ситуации — это очень непросто, когда ты становишься для детей и мамой, и папой в одном лице.
— А как теперь чувствуете себя мамой взрослых парней?
— Ужасно :) Когда старший сын где-то в общественном месте говорит басом: «Мама», я шучу, что распугает всех кавалеров. Сыновья у меня замечательные! Старший учится на тренера по теннису, младший изучает китайский язык и литературу.
«Одиссея сыщика Гурова»
— Но в Москву в тот раз вы так и не доехали…
— Между брестским и московским поездом день нужно было провести в Минске — совершенно не знала город, впервые в нем была. Пришла в Дом радио — нужно было передать записи. И так случилось, что в выходной день там оказалась Людмила Полковникова. Официально тогда ее должность называлась редактор музыкальной редакции Белорусского радио, а неофициально она — мама современной белорусской эстрады. Мы разговорились, и Людмила Георгиевна попросила прослушать мои записи. «Ну, не знаю, какая вы актриса, а вот яркую эстрадную певицу я в вас слышу и вижу», — сказала Полковникова и тут же предложила поехать на телевизионный музыкальный фестиваль.
Все быстро завертелось: Олег Елисеенков и Лена Турова написали для меня песню. И, представляете, там, на фестивале… я снова влюбилась и решила остаться в Минске. Я подумала и решила для себя, что я обязательно все смогу изменить в своей жизни и обязательно стану настоящей эстрадной певицей. Смогу перебраться в Минск, чтобы быть рядом с любимым человеком. Меня не пугали все эти трудности, которые ожидали в огромном абсолютно чужом для меня городе.
— Для вас не секрет слухи о том, что некие высокопоставленные поклонники протежируют Гайдук, поэтому она везде: в телевизоре, в концертах…
— За слухи я не отвечаю. Но мне действительно очень повезло в жизни. Когда молодого артиста поддерживают такие мэтры белорусского телевидения, как Людмила Полковникова, Александр Вавилов, Галина Красоткина, Бахтияр Бахтияров — это дорогого стоит. Мне повезло и с коллегами. Я попала в театр Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича — они для меня как крестные родители на сцене. Вместе с ними и Володей Ухтинским, Сережей Титовым, Володей Провалинским выступала в одной программе. Мы тогда объездили все уголки нашей страны, и очень неплохо зарабатывали. Никогда не забываю о том, что это они дали мне такую возможность. Мы дружим по сей день, и я очень дорожу этими людьми и их искренним, теплым отношением ко мне.
В то время нельзя было купить в Минске квартиру, не имея столичной прописки, так Ядя и Саша и в этом помогли мне — написали письмо в Мингорисполком, а Володя Провалинский хлопотал со столичной пропиской. На все это ушло полгода, но как только все необходимые формальности были соблюдены, изменилось законодательство, и ничего этого уже не нужно было. Я смогла продать квартиру в Бресте и купить в Минске. С этого момента началась моя новая жизнь.
Меня всегда и поддерживали, и помогали талантливые люди. Все они знают цену успеху, помогают только целеустремленным и тем, кто умеет по-настоящему работать. Мой первый сольный концерт состоялся в 1998 году, то есть через три года после того самого фестиваля, на который я попала вместо Щуки :)
Я ездила на концерты, а на заднем сидении машины была такая передвижная детская для моих сыновей. Ничего не имею против разговоров о том, что Гайдук «в шоколаде». Но я-то знаю: ни дня не позволила себе бездельничать.
— Вот оно что: продали квартиру в Бресте. А слухи-то ходили: Гайдук приехала в Минск с полным багажником денег.
— Хорошо бы. Небольшой чемоданчик, правда, был :) Зарабатываю с 16 лет, в то время в Бресте не мог заработать только очень и очень ленивый, а самые удачливые сколотили в начале 90-х свой первый капитал.
«Провинциалка»
— Все говорят, что быть эстрадным артистом — это дорогое удовольствие. Иногда хочешь услышать что-нибудь о творчестве, а тебе дают полный отчет о том, сколько стоят аранжировка, студия, туфли… Сплошные расходы. Они хоть окупаются?
— В Беларуси артист не может быть супербогатым, но может быть обеспеченным. Каждый к этому идет своим путем. Безусловно, нужно вкладывать деньги в творчество. Но, к сожалению, в последнее время появилось много случайных людей в нашей профессии. Но как быстро они появляются, так и исчезают. Все это может выглядеть таким образом: мужчина-«папик» спонсирует какую-то девушку, покупает ей песни, эфирное время — и вот она уже в телевизоре. Эта самая девушка тешит свое самолюбие: раз в телевизоре, то уже «звезда». Мужчина, в свою очередь, тоже считает, что обладает статусной вещью… Но вещи ведь тоже выходят из строя… :) И что тогда делать «звезде», у которой нет ни репертуара, ни каких-то деловых знакомств, ни профессиональных навыков, вообще ничего нет…
Я считаю, что каждый в этой жизни должен заниматься своим делом, а любому делу нужно учиться. Уверена, что зарабатывать на сцене могут только личности: те, кому есть, что сказать публике, и кто ей интересен. Я до сих пор не знаю, как это происходит: перед выходом на сцену меня трясет так, как и перед первым выступлением, а на сцене волнение проходит. Я отдаю публике свои эмоции, я точно понимаю, что хочу сказать и знаю, как это сделать посредством слов, музыки, своих собственных чувств, которые я в этот момент просто проживаю.
Поэтому происходит какой-то момент волшебства — я чувствую, что меня слышат, и уже публика отдает мне свои эмоции, делится энергетикой. Ухожу со сцены — нет, улетаю — счастливая, полная сил и желания творить.
«Провинциалка»
— Насколько вы независимы в выборе репертуара?
— Я абсолютно независима, потому сама решаю, что петь. Мне и сейчас хватило бы драйва петь о «сладком месте на теле», но появление моего авторского проекта «Фигуры» на Первом канале и то бесценное общение с яркими творческими личностями нашего времени настолько повлияли на мое собственное ощущение самой себя, что я поняла: мне интересна другая публика, и, естественно, иной репертуар.
— Сперва замужества и влюбленность препятствовали вашему отъезду в Питер и Москву, а потом вновь из-за личных обстоятельств вам уже пришлось сбежать в Москву.
— Это случилось после знакомства с будущим третьим мужем. В силу сложившихся обстоятельств мне не хотелось, чтобы он поспешно принял какое-то неверное решение. Тогда необходимо было сделать паузу в отношениях, а для этого лучше всего уехать. Конечно же, я собралась в Москву, четко представляя, чем буду там заниматься. Утром училась в Останкино по специальности телерадиоведущая, в то время там еще преподавали маститые профессионалы Анна Шатилова и Игорь Кириллов. А вечером бежала в Академию кино и училась актерскому мастерству в студии под руководством Андрея Панина и Евгения Стеблова. Мои дети пошли в школу в Москве, и я уже была уверена, что останусь там, но снова замужество отодвинуло меня от моей мечты.
— Так, может, оно того стоило: о третьем муже вы всегда говорите как о самом добром, понимающем, терпеливом человеке.
— Это так. Саша действительно очень добрый, уравновешенный и щедрый человек, никогда ни для кого ничего в этой жизни не пожалел — будь то близкие или малознакомые люди. Жена-артистка — не лучший вариант, ведь я иногда не знаю, что будет завтра. При всех теплых отношениях, Саша понимал, что я не смогу оставить профессию ради тихой семейной жизни. Замужество совпало с должностью генерального продюсера телеканала БелМузТВ, приходилось работать по 12-16 часов в сутки. Тогда я уже подумала, что актерская карьера так никогда и не состоится.
— Не зря говорят, отпусти мечту… Я так понимаю, вы не ходили по кастингам, а дело в счастливом случае?
— И в маминой протекции! Я возвращалась из Москвы, и мне позвонила ассистент режиссера по актерам. Говорит, что увидела мою фотографию и просит приехать на пробы через 40 минут. Я разворачиваюсь и мчусь. Успела! Все решилось очень быстро. А предыстория такова. Моя мама записывала свой коллектив в студии на «Мосфильме». Разговорилась с ассистентом режиссера, сказала, что дочка у нее певица и в кино мечтает сниматься, показала мою фотографию. И вот он счастливый случай — именно такой типаж и был нужен для одной из героинь сериала «Одиссеи сыщика Гурова».
Позднее я попала в крепкое актерское агентство. И вот теперь уже много пришлось походить на кастинги, у меня было ощущение, что я абсолютно всё начинаю с нуля, потому что каждый день, приходя на пробы, нужно было доказывать свою состоятельность в актерской профессии. Мои прежние заслуги как певицы и телеведущей не имели никакого значение во всей этой истории. А чтобы ходить на эти самые пробы, нужно находиться в Москве. Я прожила там год.
Но вот ирония судьбы: пробы в Москве, а 90% съемок проходят в Минске. Этот город меня не отпускает :) Что поделать! Компания «Медиапроф продакшн» активно работает в Беларуси, привлекая огромное количество наших талантливых актеров, операторов, режиссеров, художников, которые, поверьте, в профессионализме не уступают российским коллегам.
Я безумно рада, что именно сейчас смогла приблизиться к своей мечте и снимаюсь в кино… Мне не интересно играть роль, теперь я могу реально проживать ее в кадре! В силу собственного жизненного опыта я чувствую и понимаю свих героинь.
«Останьтесь навсегда»
— Мне понравился фильм «Работа над ошибками». Жизненный сюжет, хорошие актерские работы, много наших занято. Ваша героиня хоть и не самый положительный персонаж, но как-то ее можно даже пожалеть. И еще меня очень приятно удивила Ольга Бурлакова в совершенно новом киношном амплуа. Ой, а ничего, что я хвалю и другую актрису?
— Сама восхищаюсь работой коллег. Точно знаю, что у нас как-то так сложилось, что пожалеть тебя еще могут, а вот порадоваться чужому успеху мало у кого получается. Но поверьте, в актерской среде, в отличие от шоу-бизнеса, радоваться успехам коллег — абсолютно нормально. Меня это приятно удивило. Проведя на съемочной площадке 20 дней, мы становимся как одна семья.
«Мой близкий враг»
— Александра, а есть ли у вас друзья вне профессиональной среды?
— Да, они остались с юности. Рада, что для них я не медийное лицо, а просто Санечка. Моих друзей ни время, ни деньги, ни положение в обществе не изменили, они по-прежнему остались добрыми, светлыми, искренними людьми и настоящими друзьями для меня.
— А как медийное лицо где увидим вас в ближайшее время?
— На одном из белорусских телеканалов с нового сезона планируется запуск моей авторской программы о женщинах и для женщин. В стадии монтажа фильм с моим участием «На дальней заставе». И, конечно, на концертных площадках.
«Очень рекомендую посмотреть «Работу над ошибками», — сказала мне недавно Людмила Полковникова. — Там так здорово сыграли наши девчонки: Оля Бурлакова, Александра Гайдук, Вера Полякова. Двадцать лет назад я сказала Саше, мол, не знаю, какая вы актриса. Теперь могу сказать, что она состоялась как певица, как актриса и как мама замечательных сыновей».
Известная белорусская певица Александра Гайдук с юности грезила о кино, но реализовать свою мечту смогла лишь недавно. И успешно. За последние полтора года...