Белорусский шоу-бизнес. Кто, кому и за что раздает музыкальные премии?. 21.by

Белорусский шоу-бизнес. Кто, кому и за что раздает музыкальные премии?

09.12.2015 14:47 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Последний месяц года — время подведения музыкальных итогов в большинстве стран мира с благоприятными условиями для существования и развития шоу-бизнеса. Тематические издания подводят под знаменатель итоговые цифры рейтингов, лейблы и музыкальные продюсеры подсчитывают итоговую прибыль от продаж альбомов и концертов, по итогам которых лучшим вручаются награды. Как пример, недавнее объявление номинантов на «Грэмми», в числе которых оказалась песня белорусского продюсера. Беларусь не исключение, хотя про отечественный шоу-бизнес и принято говорить либо хорошо, либо ничего. TUT.BY попытался разобраться в проблеме.

В нашей стране существует несколько музыкальных премий, поощряющих старания отечественных музыкантов — музыкальная премия портала Experty.by, премия «Героі году» музыкального сайта Tuzin.fm и Национальная музыкальная премия «Лира», учрежденная Министерством культуры. В общей сложности у белорусских артистов есть возможность стать лауреатом в одной из 28 номинаций. Глядя на их количество и на лица, из года в год мелькающие во время гала-концертов по телевидению, может возникнуть логичный вопрос: кого и за что награждают?


Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

По статистике ресурса Experty.by, журналисты которого отслеживают и прослушивают практически все выходящие в стране альбомы, за 2014 год белорусскими музыкантами издано более 100 разножанровых альбомов. Но почему мы о них ничего не знаем?

По словам Дмитрия Безкоровайного, руководителя Experty.by, мы должны прийти к неутешительному выводу о том, что это отражает статус и известность современной белорусской музыки внутри страны. Белорусская аудитория знает лишь небольшую нишу, которая ей нравится, а музыкантов, которые известны всем, помимо Солодухи, Коржа, Вольского и Михалка у нас нет: «На сегодняшний день качество музыки и наличие мейнстримного потенциала не становится поводом для обязательной известности артиста. Даже про „Серебряную свадьбу“ — успешную альтернативную команду, которую хорошо знают, которая дает концерты для нескольких тысяч зрителей в главном клубе Москвы, в Беларуси могут сказать: „кто эти люди?“. Но с другой стороны, во всем мире происходит что-то похожее — эра больших артистов „для всех“ прошла».


Фото: Сергей Балай, TUT.BY

Дмитрий также считает, что те возможности, которые есть у Национальной музыкальной премии для открытия и поощрения молодых артистов, не используются: «Как проводится Национальная музыкальная премия, непонятно до сих пор. Нет четких правил, непонятно, кто выбирает, по каким критериям, что из этого получается. Непонятно, чье мнение она вообще отражает — Минкульта, отвечающего за нее телеканала или профессионального сообщества? Складывается мнение, что ничье. Не говоря уже о возможности проверить, насколько это честно. Поэтому она и имеет по сути нулевой, если не отрицательный эффект».


Фото: Павел Поташников, ultra-music.com

Не добавляет авторитета Национальной музыкальной премии и проблема «запрещенных» музыкантов: «Простите, но как может проводиться национальная премия без таких музыкантов, как Михалок или Вольский? Не имея возможности выступать в Беларуси, они собирают многотысячные залы в соседних странах, а при этом Национальную премию получают какие-то певцы и певицы, которые по свадьбам и корпоративам поют, и то недорого».

Национальная музыкальная премия появилась в 2011 году. Как заявлялось, с целью «развития национального эстрадного музыкального искусства» и «повышения престижа белорусских исполнителей, авторов и представителей музыкального искусства». Но несмотря на всю пафосность церемоний, которые проходили во Дворце республики и во Дворце спорта, из-за регулярных скандалов и непонятных критериев отбора, за три года премия так и не смогла завоевать авторитет в глазах зрителей и даже самих музыкантов. Интересным нюансом служило то, что желающим стать «Открытием года», «Лучшим исполнителем» или побороться за другие номинации, были необходимо самим отправлять заявки в Молодежный театр эстрады, где члены жюри их прослушивали и выносили решение. Периодически это приводило к странным ситуациям. Так в 2012 году в номинации «Лучшая песня года» победу одержала песня «Не обижай меня» Ларисы Грибалёвой, которая была членом жюри конкурса.

В прошлом году Министерство культуры провело «перезагрузку» главной музыкальной премии страны. Было решено сменить соорганизатора в лице телеканала СТВ на телеканал ОНТ, произвести ребрендинг и изменить правила отбора. С 2014 года премия стала называться «Лира», а некоторые СМИ использовали эпитеты «белорусская „Грэмми“» и «Грандиозное событие в мире отечественной музыки».

По новым правилам победителей, как и раньше, определяли члены жюри, но уже оперируя данными популярных белорусских радиостанций, а для перестраховки предварительно проводилось пять прослушиваний. Таким образом, несмотря, на «перезагрузку», кардинальных изменений никто не заметил. Главная премия страны по-прежнему походила на внутренний конкурс тех же артистов эстрады, немного разбавленный группами NAVI («Лучшая песня на белорусском языке») и IOWA («За популяризацию белорусской музыки за рубежом»). Вероятно, из-за кризиса и из-за того, что артисты эстрады с прошлого вручения не успели написать критическую массу песен (хотя Юрий Ващук, известный как Тео, за 2012 год создал 40 аранжировок без единого собственного альбома на данный момент), в этом году выяснилось, что «Лиру» будут вручать раз в два года.


Фото: Павел Поташников, ultra-music.com

В то же время Дмитрий Безкоровайный считает, что в Беларуси и при правильном подходе к оценкам заслуг исполнителей невозможно появление авторитетной музыкальной премии в ближайшие годы: «Ни одна белорусская премия не имеет и в ближайшее время не будет иметь такого веса, какой имеет «Грэмми» для США. Во-первых, у нас нет такого рынка. Во-вторых, у нас совершенно другое информационное пространство, которое и на уровне радио, и на уровне телевидения не способствует распространению современной музыки за пределами привычного поп-репертуара. Вспомните, что Макс Корж сначала стал популярным благодаря интернету, затем пошла раскрутка в России и только после этого он появился на белорусском радио и национальном ТВ.

«Грэмми» — это не просто трансляция рейтинга. «Грэмми» — это очень большая традиция, которая выстраивалась 50 лет. Любые проходящие в Беларуси награды с четкими правилами, с возможностью проверить результаты голосования — это уже выстраивание традиций, завоевание доверия и уважения. Нужно качественно делать музыкальную премию лет 10−20 прежде, чем она станет «белорусским „Грэмми“».

Дмитрий считает, что все это завязано с общей проблемой Беларуси — формированием национального сознания, которое до сих пор не произошло: «Она касается всех сфер, не только музыки. До сих пор идут споры между различными частями общества — кто мы, какой у нас флаг, язык, какие наши традиции. Это такой конструктор. Чем более он собран, тем проще будет».

Спад интереса к белорусской музыке отмечает и Сергей Будкин. 12 лет он руководит музыкальным порталом Tuzin.fm и несколько лет организовывает премию «Героі году». В разные годы «Открытием года» по версии премии становились группы The Toobes, Akute и Полина Республика, которые с успехом выступали не только в Беларуси, но и за ее пределами: «У сітуацыі з беларускімі альтэрнатыўнымі выканаўцамі для мяне відавочна, што людзі не гатовы плаціць за канцэрты. На замежных людзей з тэлевізара ці на куміраў маладосці яны гатовы хадзіць у пяты-дзясяты раз, а адкрываць нешта новае ім не цікава. У іншых краінах у публікі выклікаюць інтэрэс такія тэматычныя рэчы, як выніковыя канцэрты, прэміі, фестывалі. Калі іх зрабіць бясплтанымі - напэўна, выклікалі б і ў нас».

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

На фоне периодических успехов белорусов на зарубежных шоу талантов, гастрольных туров Макса Коржа и других артистов по СНГ и Европе, деление белорусского шоу-бизнеса на эстрадных артистов и на «всех остальных», а не по качеству создаваемых произведений, приводит к низкому качеству самих произведений, отсутствию интереса со стороны слушателей и вынужденным переездам музыкантов, которые не смогли себя реализовать в нашей стране. На данный момент единственным местом пересечения эстрадных артистов и альтернативных музыкантов является телевизионная программа «Легенды Live, где в ночном эфире они исполняют кавер-версии песен популярных иностранных групп. А одной из основных (если не главной) статей дохода «звезд белорусской эстрады» стали корпоративные мероприятия, на которые можно пригласить в том числе и лучшего белорусского композитора 2012 года, «топ-композитора Николая Баскова, Лолиты и Валерия Леонтьева» певца Германа.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Про белорусский шоу-бизнес принято говорить либо хорошо, либо ничего. TUT.BY попытался разобраться в проблеме на примере отечественных музыкальных премий.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика