Мировой кинематограф отмечает 120 лет. 21.by

Мировой кинематограф отмечает 120 лет

28.12.2015 11:40 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В понедельник во Франции отмечают день рождения кинематографа. В этот день 120 лет назад в Париже состоялся первый в мире киносеанс. Вспоминаем ключевые факты и рекордсменов кинематографа.

Исторический просмотр, напомнили корреспонденту ТАСС в Национальной федерации французского кино, собрал 28 декабря 1895 года в салоне парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок три десятка зрителей, заплативших за билет на историческую премьеру по одному франку.

В этот вечер было представлено одно из самых значимых изобретений XIX века — синематограф братьев Люмьер. Первым был показан фильм Луи Люмьера «Выход рабочих с фабрики „Люмьер“ в Лионе». Лента длилась всего 45 секунд, но публика была готова бесконечно смотреть на движущиеся фигуры на экране.


Кадр из фильма «Выход рабочих с фабрики» (1895)

Десять фильмов одного года

За первой картиной последовали девять других «документальных» лент. Продолжительность каждой из них не превышала минуту. Хотя премьера была полностью проигнорирована приглашенной прессой, новость о кинопоказе на бульваре Капуцинок облетела Париж.

Уже в следующем месяце у стен «Гран-кафе» выстраивались целые очереди желающих попасть на премьеру новой картины братьев Люмьер — «Прибытие поезда на вокзал в Ла-Сьоте». Новый фильм длился всего 50 секунд, но, как констатировали историки кино, успел вызвать за это время «страх, ужас и даже панику» у части публики. Поезд на белой стене приближался к зрителям, увеличивался в размерах, представал крупным планом, а затем, высадив пассажиров, исчезал в левой части экрана.


Фото с сайта kinopoisk.ru

Вскоре французский кинематограф стал известен за рубежом. В мае 1896 года лента «Прибытие поезда» была показана в Москве. В том же году был снят и первый кинорепортаж в России. Французские операторы снимали его в дни коронации императора Николая II. Спустя еще два десятилетия кино было официально причислено к числу искусств. В 1919 году итальянский и французский писатель Риччото Канудо, считавший кино «пластикой в движении», впервые назвал его «седьмым искусством».

Манифест Канудо

Руководствуясь идеями Владимира Маяковского и Всеволода Мейерхольда, Канудо подчеркнул в своем манифесте, что видит в кинематографии одну из важнейших областей культуры. В 1946 году во французском Канне впервые состоялся международный кинофестиваль, ставший ежегодным. Он отметил своими наградами картины советских режиссеров Александра Птушко, Михаила Ромма, Фридриха Эрмлера.


Кадр из фильма «Летят журавли». Фото с сайта kinopoisk.ru

В золотую коллекцию Каннского кинофестиваля навсегда вошел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» — одна из лучших отечественных картин о войне. У французских зрителей сложилось особое отношение к этой работе Мосфильма. В 1957 году Клод Лелуш, находившийся в Москве в качестве оператора кинохроники, оказался на легендарной московской студии в момент съемок. Пораженный лиризмом и техническими новациями фильма, будущий мэтр французского игрового кино рассказал о нем директору знаменитого конкурса.

Триумф в Канне в 1958 году принес отечественной картине высшую награду — Золотую пальмовую ветвь. Режиссура Калатозова, актерские работы Татьяны Самойловой, Алексея Баталова, Василия Меркурьева покорили тогда и профессионалов кино, и публику. Но и сегодня эта лента не менее популярна.

— Я посмотрел в юности фильм «Летят журавли» и на всю жизнь полюбил Россию, — рассказал в письме послу России во Франции Александру Орлову в канун проходившего в этом году 68-го Каннского фестиваля 65-летний француз Венсан Паоли.

Самый кассовый и наименее успешный

Дольше других — более четверти века — самым кассовым фильмом в истории считалась американская лента «Унесенные ветром» (1939) с Вивьен Ли в главной роли. С поправкой на инфляцию картина собрала в прокате $ 3,3 млрд. Одним из самых крупных финансовых провалов считается другая американская картина — «Форт Аламо» (2004). На съемки и рекламу фильма, рассказывающего об одном из центральных событий войны за независимость Техаса, было затрачено почти $ 150 млн, но вернуть удалось менее пятой части этой суммы.


Кадр из фильма «Унесенные ветром» (1939). Фото с сайта kinopoisk.ru

 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вспоминаем ключевые факты и рекордсменов кинематографа.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика