Коммерческие экспозиции в помощь народным художникам
26.02.2016 09:02
—
Новости Культуры
|
Елена Васильева, Sputnik У минчан обострилась тяга к прекрасному. Будь то гравюры Шагала, мультимедийные картинки по мотивам Ван Гога или "бесплатная среда" в Национальном художественном музее. Последнюю минчане восприняли с такой благодарностью, а в музей повалили с таким рвением, будто билет стоимостью в пятьдесят тысяч рублей был последней преградой, которая ограждала от возможности слиться с искусством, раствориться в нем, вступить с ним в интеракцию и тем просветлеть. Впрочем, под определение "прекрасного" подпадают исключительно проверенные временем, одобренные критиками и запечатленные в учебниках мировой художественной культуры имена. Народные художники Беларуси раз за разом в этот тесный круг любимцев широкой общественности имен не допускаются. Корреспондент Sputnik побеседовала с пресс-секретарем галереи "Дом Картин" Кристиной Лядской о том, можно ли через коммерческие экспозиции приобщить посетителей к чистому искусству. Публика идет на "запах" Галерея "Дом картин" о своем открытии заявила громкой выставкой гравюр "Дали. Шагал. Матисс". Здесь вспоминают, как маленький местный гардероб не выдержал тяги минчан к прекрасному и обвалился — в день приходилось принимать по двести человек. Сейчас здесь выставляется экспозиция "Запахи жизни" — парфюмерные изыски, прикоснувшись к которым можно насладиться запахом свежего арбуза или пыльного чердака. В отличие от первой, выставка очевидно коммерческая, а внимание к запахам привлекают с помощью броских фотографий и слоганов "Узнай, чем пахнет Путин". Парфюмер представил на суд публики туалетную воду, созданную в честь президента России и других интересных широкой общественности персонажей — Тимати, Киркорова, Ани Лорак. В соседнем зале — выставка народного художника Беларуси Анатолия Кузнецова "Долина фараонов", чинно открывшаяся меньше месяца назад при участии председателя Союза художников Рыгора Ситницы и других именитых мастеров Беларуси. "Мы не так давно на рынке и до сих пор щупаем форматы, которые позволят нам и публику радовать и выживать. Важно найти баланс. Мы обеспечиваем клиенту высокий уровень комфорта — в нашей галерее можно и кофе выпить, и фильм посмотреть. Все эти услуги входят в стоимость билета, нам нужно иметь на это средства. Никто иной кроме зрителя, которому нужно угодить настолько, чтобы он возвращался вновь и вновь, не обеспечит финансовую стабильность галереи", — рассказала корреспонденту Sputnik Кристина Лядская. Сейчас залог финансовой стабильности "Дома картин" выставка "Запахи жизни", которая пришла на смену гравюрам мировых художников. При этом базой галереи остается огромная коллекция картин народных художников республики, но демонстрировать зрителю только эту базу нет возможности — клиентов, готовых идти на чистое искусство, а не на "запах жизни" так немного, что они не смогут обеспечить "Дому картин" финансовую стабильность. "В одной части пространства у нас коммерческий проект, который привлекателен громким именем или нестандартной подачей материала, новизной. Мы не концентрируемся на определенном сегменте аудитории, а стараемся охватить все: хотим видеть здесь и семьи, и детей, и родителей, и пары, каждый раз затевая что-то новое, думаем, а для всех ли этот проект", — пояснила собеседница Sputnik соседство коммерции и чистого искусства. Опытным путем сотрудники галереи пришли к выводу, что демонстрация исключительно высокого искусства сделает выживание галереи попросту невозможным. "Наличие коммерческой зоны, зоны повышенной зрительной активности дает возможность делать проекты негромкие, не эпатажные, но качественные с точки зрения произведений искусства, которые мы показываем", — объяснили в галерее. Я видел Дали Не так давно здесь на месте картин Анатолия Кузнецова, отсылающих к его египетскому путешествию, проходила выставка художницы Зои Литвиновой. Работы этого мастера были представлены на биеннале живописи и во многих галереях Австрии. Литвинова награждена орденом "За заслуги в области литературы и искусства" Франции, званием "Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь", и все же заявление "я был на Литвиновой" оценит куда меньшее количество собеседников, чем восторженное "я видел Дали/Шагала/Матисса". "Наша публика готова идти на имена: Дали ведь любят единицы, понимают — считанные люди, а идут на его выставки многие. И не потому что соскучились по высокому искусству, а потому, что сказать, что побывали на Дали — это солидно. Тот же Шагал, великий мастер, но все ли понимают замыслы его картин. Однако сходить на Шагала нужно. И во время выставки "Дали. Шагал. Матисс" было видно, с какой радостью люди принимали эти имена. Мы не избалованы такими проектами, нам нужно ехать далеко, чтобы побывать на выставке именитых художников, и потому люди охотно идут на громкие выставки, совершенно игнорируя местных художников", — объяснили в галерее психологию посетителя. Но посмотрев на графику Шагала, посетитель открывал для себя в соседнем зале живопись Зои Литвиновой. А сейчас он, сначала оценив запах пыльного чердака, арбуза, Киркорова, приходит в соседний зал и открывает для себя невероятный Египет Анатолия Кузнецова. "Провели 42 выставки, а нас винят за мед" Председателю Союза художников Беларуси Рыгору Ситнице не единожды приходилось слышать упреки в том, что на соседних этажах с выставками народных художников размещается выставка меда. "Всякая художественная выставка требует больших затрат, и чтобы ее провести организатор должен заработать деньги. Нас в "Союзе" часто упрекают в том, что мы коммерциализировались. Но мы тоже должны заработать, хотя бы для того, чтобы иметь возможность проводить некоммерческие выставки. К слову, процент коммерческих выставок у нас совсем небольшой — не больше пятнадцати, остальное — высокое искусство", — объясняет Ситница. Художник поддерживает не только "Дом картин", но и другие галереи, привлекающие посетителя коммерческими проектами, и откровенно популистские выставки "Ван Гог. Ожившие полотна". Ни один художественный проект не окупает себя даже на пять процентов. "За свои деньги мы проводим выставки — и остаемся в минусе, потому что заработать на этом не можем. Но и не заниматься искусством не можем — это наша сущность. Поэтому вынуждены идти на компромиссы и зарабатывать на коммерческих проектах. Когда меня в этом упрекают, я задаю вопрос — сколько выставок прошло в этом году во Дворце искусств? Ответить не могут. А их было сорок две. А на скольких были критики, упрекающей за то, что там мед продают? Так вот лучше ходите на выставки, а еще лучше — покупайте на них билеты, а не просто приходите на бесплатное открытие", — резюмировал Ситница. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Галеристы и художники рассказали, как через коммерческую экспозицию заманить посетителя на выставку народных мастеров живописи. |
|