Народные промыслы и предметы быта предков. Репортаж из Миорского историко-этнографического музея
30.05.2016 16:58
—
Новости Культуры
|
Очередной фоторепортаж проекта « Миоры впервые упоминаются около 1514 года как поместье Морея в Браславском уезде. В документах ВКЛ 1567 года значатся как поместье Мёры (название существовало до XIX века), которое принадлежало Мирским. После второго раздела Речи Посполитой, который произошел в 1793 году, Миоры перешли в состав Российской империи как местечко Дисненского повета Минской, а с 1842 года — Виленской губернии. Кстати, теперешнее название города на русском языке — исторически некорректное. Первоначально город назывался «Мёры» и писался по-польски как Miory. Российские же власти прочитали Miory не как «Мёры», а как «Миоры». Такое название и закрепилось за городом. Миорский историко-этнографический музей открыт для посетителей с 4 июля 1994 года. Здание, в котором он находится, изначально строилось как жилой дом, но затем по решению райисполкома было передано музею. Экспонаты для экспозиции были собраны в результате экспедиции по району и раскопок городищ и курганов под руководством археолога Шадыро. В музее представлено пять постоянных экспозиций, каждая из которых расположена в отдельном зале: археология, ткачество, гончарство, плетение, Великая Отечественная война. Также в музее можно познакомиться с деятельностью известных людей, чья жизнь была связана с Миорами. Среди них, например, Язеп Дроздович, Игнат Буйницкий, Вацлав Ластовский и многие другие. Всего фонды музея насчитывают более 5 тысяч предметов. Первый зал музея «Археология» рассказывает про историю Миорского района с древних времен. Большая часть материала, размещенного здесь, была добыта во время экспедиций в селе Прудники. В этом зале находятся предметы труда, которыми пользовались первые жители этой местности (а это произошло около 10 тысяч лет назад). Это и зернотерки, и резцы, и шлифованные кремниевые топоры. В Миорском историко-этнографическом музее представлена фотография камня со следом, или иначе — камня-следовика. Откуда появился этот след, неизвестно до сих пор. Ученые считают, что эти камни ритуальные. Им поклонялись первобытные охотники. Либо они показывают движение племен или границы племен, которые заселяли наш край в то время. Также бытуют и легенды. Такие камни называют по-разному: «Божий След», «След Иисуса», «След Божией Матери». Славянские племена оставили много памятников. Это прежде всего курганы в деревнях Лесная, Вята, Поддубники, Чурилова и др. На фотографиях запечатлены археологические раскопки курганов в Миорском районе. Курганы отличались формой, размерами, положением покойника, обрядами погребения. Также в первом зале «Археология» представлены предметы, которые были найдены в других местечках Миорского района: Леонполь — это небольшая деревня на территории Миорского района, которая славится своей усадьбой, где сейчас расположен католический храм. Усадьба в Леонполе была разграблена в 30-е годы XIX века и с тех пор так и не вернула себе былое величие. В музее представлены лошадиные путы, элементы конины из Леонполя. В следующем зале — «Ткачество» — представлены орудия для обработки льна и шерсти. Например, для отбивания льна использовали «трепало» в виде деревянного бруска с ручкой. Для обрывания льняных головок использовали ножи, далее лен мяли при помощи мялки (льномялка). Далее волокно чесали щеткой (гребнями), чтобы волокно было мягким и шелковистым. Гребни были сначала с деревянными зубьями, а потом с металлическими. Металлические гребни были лучше, так как их зубья набивали с двух концов доски: с одного — густо, а со второго — редко. Таким образом, волокно чесалось два раза, что повышало его качество. Для прядения использовали прялку, к которой крепили волокно. Для скручивания нитей использовали веретено. Во второй половине XIX в. для прядения использовалась самопрялка, иначе — коловорот. В зависимости от конструкции известно два вида коловорота — лежак и стояк. Для наматывания и разматывания пряжи использовали мотовила. В коллекции музея находятся различные рушники. Особенностью рушников этого региона являются вышитые на них птицы. В основном мастерицы Миорщины вышивали крестом и гладью. Также часто рушники украшены кружевом, бахромой. Орнамент на рушниках очень разнообразный: ромбы, квадраты, звезды, треугольники, зигзагообразные и волнообразные веточки, цветы, венки и многие другие элементы. Основным центром гончарства на Миорщине была Дисна. В XIX веке в Дисне было 47 гончаров. Их изделия в основном и представлены в экспозиции музея. Два столетия назад преобладало производство паливаной (глазурь) керамики (палива зеленая и коричневая). Обычно такие изделия украшались линейно-волнистым контррельефным орнаментом и растительной раскраской. В наше время промысел не существует. В музее находятся разные виды гончарных изделий: кухонная посуда, принадлежности для обработки зерна, деревянная посуда и бондарные изделия. Следующий зал посвящен плетению. Самый популярный материал на Миорщине — это солома. Из нее делали интересные по форме вещи. Они были легкими, прочными, долговечными, хорошо проветривались, и потому в них удобно было хранить зерно, муку и другие сыпучие продукты. В некоторых случаях плетеные изделия служили также для хранения одежды и других ценных вещей. Особое место в экспозиции Миорского районно-краеведческого музея занимает тема Великой Отечественной войны. К 70-летию Великой Победы была открыта выставка «Буду помнить» из частных сборов и экспонатов из фондов музея. На полу помещения — символическая красная полоса, которая разделяет стенды с советскими и немецкими экспонатами. Своеобразную атмосферу создают и плакаты времен Великой Отечественной войны. Особое место отведено экспонатам, рассказывающим о жизни на оккупированной территории: немецкие листовки, паспорта, письма немецких солдат своим родным, личные вещи и элементы обмундирования советских и немецких военных и партизан. Экспонаты из фондов музея, многие вещи переданы детьми ветеранов, чтобы о жизни их отцов и дедов узнали земляки. Адрес: 211 287, Витебская область, г. Миоры, ул. Школьная, 16А Цены на билеты в 2016 году: 5500 (полный билет), 3300 (льготный) График работы: выходной — суббота, в будние дни — с 8.00 до 18.00, в воскресенье музей работает с 9.00 до 18.00, перерыв на обед: 13.00 — 14.00 Телефон: 8 (2152) 4−19−15 Email:
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Этот молодой музей отличается богатой коллекцией (пять тысяч экспонатов) и подробным описанием быта жителей региона на протяжении веков.
|
|