Спас жену в горах, оформлял метро и занимался политикой. Чем прославился Владимир Стельмашонок
07.02.2018 15:18
—
Новости Культуры
|
Народный художник Беларуси Владимир Стельмашонок Владимир Стельмашонок родился 6 февраля 1928 года в Минске. Заполняя анкету, в графе «высшее образование» он мог бы написать сразу четыре заведения: Политехнический институт (теперь БНТУ), где он окончил строительный факультет, а также три ленинградских вуза: Высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (факультет художественной обработки дерева), Художественное училище имени Серова (факультет сценографии) и Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Академии художеств СССР (факультет живописи). Художнику предлагали остаться в Ленинграде, но, защитив диплом, он вернулся на родину. Началась продолжительная и плодотворная работа в Минске: более чем 40-летняя преподавательская работа в Театрально-художественном институте (теперь Академия искусств), руководство Белорусским союзом художников (причем дважды: в 1965−1968 и 1987−1989 годах) и даже большая политика. В 1989-м Стельмашонок стал народным депутатом СССР. — И весь съезд его запомнил, потому что, выйдя на трибуну, отец сказал: «Посмотрите, мы тратим на культуру меньше, чем стоит один танк». Я встречал многих, кто вспоминал об этой фразе — они видели это выступление по ТВ или даже присутствовали на этом заседании вживую, — рассказывает Сергей Стельмашонок, сын художника. По словам Стельмашонка-младшего, главным делом своей жизни отец считал не монументальное искусство, живопись и многолетнюю преподавательскую работу, а «Закон о культуре», который он подготовил вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и другими знаменитыми деятелями культуры. — Согласно этому закону, 3% госбюджета должны были тратиться на культуру. Закон был подготовлен, но СССР развалился, и на этом дело закончилось. А в Беларуси этот закон был принят, но, увы, он до сих пор не действует. Но все-таки позволим себе не согласиться с художником. «У 60−70-я гады Стальмашонак выявіў сябе як мастак-наватар, які ўпэўнена прасоўваў у выяўленчае мастацтва новую пластычную мову з арыентацыяй на авангардныя моманты 20-х гадоў, — рассказывал Среди других больших работ художника можно назвать оформление (в составе коллектива) двух станций минского метро: «Площадь Победы» и «Московская», а также самостоятельные работы: сграффито на фасаде Дома культуры камвольного комбината (сграффито — вид отделки, выполняемый нанесением на грунт двух и более накрывочных различных по цвету слоев с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку. — Прим. TUT.BY), которое теперь похоронено под толстым слоем штукатурки, огромный витраж в Доме мод, который также не дожил до нашего дня, оформление столичного Дома литератора и другие работы. — Кстати, недавно со мной связалась девушка-искусствовед из немецкого города Потсдам, — рассказывает Сергей Стельмашонок. — Наверное, вы знаете, что минский ресторан «Потсдам» имел своего близнеца — ресторан «Минск» в немецком Потсдаме, где отец сделал уникальные литые витражи из хрусталя, которым не было равных в мире. Увы, и там тоже витражи не пережили распада СССР — вероятно, в конце ХХ века люди были настолько пресыщены «советскостью», что с легкостью расставались с искусством того периода, не умея отделить зерна от плевел. Каким был в жизни Владимир Стельмашонок? Его сын вспоминает следующий эпизод: — Мы с папой и мамой взбираемся на гору в Крыму. Мама идет первой, затем маленький я и потом папа. И внезапно в какой-то момент без какого-либо звука крика о помощи мама падает вниз, просто исчезая из моего поля зрения на этой узкой горной тропе. Я даже не успел испугаться. И отец, который отличался большой физической силой, не теряя присутствия духа, совершенно спокойно нагнулся и вытащил маму из провала над пропастью, где она, вися над бездной, цеплялась за какой-то жутко колючий саксаул. Потом двое суток она доставала из тела колючки дерева, за которое она держалась над пропастью. Вот таким мне и запомнился отец — надежным, спокойным и способным найти выход в любой ситуации. Несмотря на многочисленные заслуженные регалии Стельмашонка-старшего, его сын убежден, что любителям искусства известны далеко не все грани его таланта. — Отец был великолепным рисовальщиком. И этот его талант оценен и признан только в серии его знаменитых портретов. Пейзажи, этюды, наброски — все это хранится в запасниках музеев и до сих пор остается малоизвестным для широкой публики. Отец всегда очень много странствовал с неизменными блокнотом и этюдником в руках. Объехал Европу, бывал в Америке, ходил пешком по горам разных стран, ездил за полярный круг, побывал на крупнейших стройках СССР — так что можно сказать, что он был знатным путешественником. Из каждой поездки отец привозил сотни рисунков, и когда он рассказывал о своих приключениях, я отчетливо помню, что его рисунки словно оживали. Через много лет, когда во взрослом возрасте я очутился в Париже и впервые почувствовал на улице запах жареных каштанов, то первое, что возникло в моей памяти, — этот рисунок отца. Такие легкие стремительные линии, которые схватили и точно передали всю атмосферу Парижа.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Народный художник Беларуси Владимир Стельмашонок скончался шесть лет назад, в 2013-м. Но даже с этой небольшой временной дистанции очевидно: он был и остается...
|
|