Деньги не возвращают уже три года. Подробности об экс-директоре "Беларусьфильма" и уголовном деле. 21.by

Деньги не возвращают уже три года. Подробности об экс-директоре "Беларусьфильма" и уголовном деле

23.05.2018 13:43 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В отношении бывшего гендиректора «Беларусьфильма» возбуждено уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями при использовании бюджетных средств, выделенных Минкультуры на производство полнометражного игрового фильма «С 8 марта, мужчины». На тот момент гендиректором киностудии являлся Олег Сильванович. TUT.BY выяснил подробности о его карьере и судьбе фильма.

Из директора — в ученые


Олег Сильванович во время субботника на «Беларусьфильме». Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

По первому образованию Олег Сильванович — инженер-радиотехник, а по второму — киновед. Он пришел на «Беларусьфильм» летом 2011 года. Контракт предыдущего директора, Владимира Заметалина, истек в конце декабря 2010-го, но продлевать его не стали. Студия полгода находилась без руководителя.

В кулуарах говорили, что в 2015 году Сильванович покинул должность из проблем с реконструкцией киностудии. После того как Крым стал частью России, западные страны ввели в отношении наших восточных соседей санкции. Это ударило и по экономике Беларуси. Падение курса рубля замедлило темпы реконструкции киностудии. А за этот проект должен был отвечать именно директор.

Начальник управления киновидеоискусства Минкульта Владимир Лисовский отмечал, что еще перед отставкой Сильвановичу был сделан выговор «в связи со слабым контролем за ходом реконструкции киностудии». По мнению чиновника, Сильванович был обязан «заниматься не только производством, но и следить за всеми текущими делами». «Например, если рабочие плохо работают — подгонять их, делать замечания. У нас ведь считается так: если руководитель не требует, неудовлетворительный результат — это проблема не только строителя, но прежде всего и его собственная, хотя лично я считаю, что существуют обстоятельства, которые преодолевать сверхсложно».

В том же 2015 году Сильванович поступил в аспирантуру Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. Спустя три года, в январе 2018-го, он защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению «Национальная киностудия „Беларусьфильм“: художественные и производственные стратегии». Его научным руководителем была авторитетный белорусский киновед Наталья Агафонова. 16 мая, за неделю до возбуждения уголовного дела, ВАК Беларуси утвердил решения советов по защите диссертаций и присвоил Сильвановичу ученую степень кандидата наук.

В автореферате диссертации исследователь утверждал, что главная задача «Беларусьфильма» на современном этапе — поиск баланса между национально- художественной и коммерческой ветвями. «Это может быть достигнуто через институциональное изменение белорусской модели государственной поддержки отечественного кино и создание административно независимой институции (фонд кино, институт кино, киноцентр и т.п.), а также — международное совместное кинопроизводство. Данные стратегические изменения повысят конкурентоспособность белорусского кино, уровень фильмейкерского мастерства, а также поддержат развитие национальной культуры в целом», — писал ученый.

В своей деятельности он как раз пытался реализовать на практике те идеи, которые позже нашли отражение в диссертации. К «национально-художественной ветви» можно смело отнести попытку «засветиться» в Каннах. В 2011—2015 годах (то есть как раз в годы директорства Сильвановича) у «Беларусьфильма» был на фестивале свой павильон. Кстати, одна из картин, связанная с киностудией, едва не победила в Каннах: «В тумане» Сергея Лозницы претендовала на «Золотую пальмовую ветвь». Но, отметим для объективности, «Беларусьфильм» выступал в качестве партнера, причем не основного.

С кем сотрудничал «Беларусьфильм»

Видео: Kinonur.Ru

Одним из примеров коммерческого проекта как раз мог стать фильм «Чего хотят мужчины» («C 8 марта, мужчины!»), который вышел в 2014 году. Картина задумывалась как продолжение голливудской киноленты «Чего хотят женщины» с Мэлом Гибсоном в главной роли. Однако в новом варианте слышать мысли противоположного пола начинала женщина.

В главных ролях снялись российские актеры Мария Берсенева, Максим Виторган, Вера Алентова и Михаил Башкатов. Но картина в прокате провалилась. По информации kinopoisk.ru, при бюджете в 3 миллиона долларов сборы составили всего 2,5 миллиона.

Фильм создавался совместно с российской компанией «Москит», созданной незадолго до этого, в 2013-м, сценаристом и продюсером Анной Крутовой. «Москит» расшифровывается как Молодежная организация специалистов кино и телевидения. В фильме «C 8 Марта, мужчины!» Крутова выступила сценаристом и продюсером.

Биография Крутовой достаточно любопытная. На сайте filmz.ru утверждается, что она успела окончить три российских вуза (в том числе факультет психологии МГУ), защитила кандидатскую диссертацию по новейшей истории и докторскую в области психологии. В 2006 году она стала вице-президентом кинокомпании СТВ, а в 2013-м, после создания «Москит», занялась написанием сценарием и продюсированием. То есть до этого времени у нее не было практически никакого опыта работы в этой сфере. Кстати, после 2016 года никаких упоминаний о проектах Крутовой на сайтах нет.

«C 8 марта, мужчины!» — скандалы длиной в пять лет


Кадр из фильма «С 8 марта, мужчины!». Фото: film.ru

Первоначально предполагалось, что все права на картину будут принадлежать «Беларусьфильму», а премьера будет приурочена к Международному женскому дню в 2014 году.

Но в декабре 2013 года «Беларусьфильм» сообщил, что фильм режиссера Артема Аксененко уже представлен на 92-м Российском международном кинорынке. Проект презентовала новая российская дистрибьюторская компания DreamTeam Media, для которой «С 8 марта, мужчины!» должен был стать третьим прокатным фильмом в послужном списке. Также на киностудии пообещали, что минская премьера состоится в феврале, а в российский прокат фильм выйдет 6 марта.

Однако через полгода Сильванович сказал, что в силу определенных обстоятельств белорусская премьера фильма состоится осенью, хотя весной премьера прошла в Москве, картина побывала в российском и украинском прокате и собрала около 2,5 миллиона долларов.

В управлении киновидеоискусства Министерства культуры тогда сообщили, что «С 8 марта, мужчины!» не вышел в белорусский прокат, так как в титрах в списке производителей не указали кинокомпанию «Беларусьфильм». Комиссия отсмотрела картину и предложила российским коллегам переделать титры, однако вопрос тогда не решился, и картина в Беларуси не вышла до сих пор.

В январе 2015 года российские «Известия» писали о судебном разбирательстве в отношении компании «Москит». Предметом спора являются 15 миллионов российских рублей, которые Фонд кино выделил по результатам своего конкурса в качестве государственной поддержки фильма «С 8 марта, мужчины!». Фонд требовал их вернуть. Компания не смогла выполнить обязательства: с ней не рассчитался дистрибьютор — киноторговая компания «Вольга», которая в итоге выпустила фильм.

Любопытно, что на этом разбирательства не завершились. Буквально месяц назад, в конце апреля 2018 года, Фонд культуры России обратился за помощью в Министерство культуры этой страны с просьбой о помощи: взыскать средства с недобросовестных компаний, которым были предоставлены денежные средства на производство фильмов.

Среди них фигурирует и ООО «Москит». Он назван в числе семнадцати производителей, которые «не вернули денежные средства, предоставленные им на возвратной основе». Возможно, что на возбуждение уголовного дела могла повлиять и эта информация.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В отношении бывшего гендиректора "Беларусьфильма" возбуждено уголовное дело за злоупотребление служебными полномочиями при использовании бюджетных средств,...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика