Сходить обязательно. Советуем лучшие минские спектакли (в том числе для детей)
29.07.2019 17:58
—
Новости Культуры
|
Минский театральный сезон 2018/2019 завершен, а значит, время подводить его итоги. В нашем ежегодном обзоре — основные тенденции сезона, лучшие спектакли, которые стоит обязательно посмотреть, а также бонус — постановки, которые явно не будут лишними для вашего ребенка. ![]() У гостеатров появилась альтернатива. Не единичная, а системнаяБольше всего интересных спектаклей в этом сезоне я однозначно увидел в формате TheatreHD. В Беларусь этот проект пришел в 2015 году и позволяет увидеть на экране кинотеатров лучшие спектакли нью-йоркской «Метрополитен-опера», английского Национального и московского Большого театров, а также постановки других коллективов. TheatreHD не просто сократил отставание от других стран (да, мы видим некоторые премьеры с опозданием в несколько лет, но все же видим). Главный итог этого сезона в следующем: проект позволил выстроить систему, альтернативную государственным театрам. А также сделать ее автономной и независимой. Ведь до недавнего времени единственным глотком свежего воздуха в театральном Минске были фестивали. В нулевых — «Панорама», начиная с десятых — ТЕАРТ. Однако они проходят раз в год (на две-три недели), после чего публика неизбежно возвращается к привычным реалиям. К международной программе ТЕАРТ присоединилась программа уже белорусская, затем проект TheatreHD и показы собственной продукции (причем достойного уровня), а также кинофестиваль «Листопад», который не мог не влиять на театралов. Оперный: возвращение Елизарьева и перезагрузка![]() Среди гостеатров самые интересные события разворачивались в Оперном. В сентябре прошлого года его художественным руководителем За годы отсутствия Елизарьева, который ушел из коллектива в 2009-м, балетная труппа не создала практически ни одного спектакля, который приблизился бы к уровню его балетов. Первоочередной задачей нового худрука стала попытка компенсировать потерянные девять лет. С этой целью Елизарьев восстановил или представил новые редакции собственных балетов «Спартак», «Ромео и Джульетта» и «Кармен-сюита», что позволяет труппе хотя бы вернуться к уровню 2009 года. Уровень этих постановок особенно контрастирует с национальным балетом «Анастасия», поставленным в «лучших» традициях нулевых годов. Перспективы балета выглядят оптимистично. Особенно учитывая, что труппе предстоит работа с талантливыми хореографами Ольгой Костель и Сергеем Микелем. Хочется надеяться, что новые спектакли поставит и сам Валентин Николаевич. А вот с оперой ситуация куда сложнее. ![]() Жесткие показатели по кассовым сборам и ставка на среднестатистического зрителя (ведь других оперных трупп в стране нет) привели к тому, что дирекция театра отказалась от каких-либо рисков. Среди зрителей были наиболее востребованы спектакли, которые ставил на большой сцене главный режиссер театра Михаил Панджавидзе. Чаще всего речь шла о постановках русской или итальянской классики в «большом стиле». «Молодые» режиссеры «тренировались» в зале имени Ларисы Александровской, который изначально был приспособлен для проведения концертов, но никак не спектаклей. Экспериментировать им было негде: новая сцена, которая могла стать пространством для художественных поисков, давно превратилась в репетиционную базу. А рисковать (выпускать «молодежь» на большую сцену) никто не хотел: за деньги, потраченные на спектакль, надо отчитываться, снять его не получится. Разумеется, можно приглашать иностранцев. Но, к примеру, версия оперетты «Летучая мышь», которую поставила команда из Венгрии, стала одной из самых сомнительных, если не провальных за последние десять лет. Оперная труппа стоит перед неизбежной перезагрузкой. Какой она будет, увидим уже в новом сезоне. Из лидера — в легенду![]() Кроме Национального театра оперы и балета в этом сезоне было особенно интересно наблюдать за Белорусским государственным театром кукол. Одна «взрослая» премьера — «Пушкин. Очень маленькие трагедии» — тем не менее позволила сформулировать тенденцию последних лет: художественный руководитель Алексей Лелявский из лидера белорусской режиссуры постепенно начал превращаться в легенду белорусского театра. Впрочем, это абсолютно нормальный процесс. Во всем мире смена поколений происходит постоянно. К примеру, в 1970-е годы в СССР пользовались значительным успехом спектакли Аркадия Каца, который 25 лет руководил Рижским театром русской драмы. Уже в нулевые годы этот режиссер приезжал на постановки в Минск. Его белорусские спектакли были сделаны грамотно, профессиональной рукой, но воспринимались как удивительно старомодные работы, которые совершенно не «цепляли». Вряд ли Кац стал ставить хуже — скорее его, как и большинство творческих людей, обогнало время. Но в Москве, куда он переехал из Риги, это не стало проблемой. Коллективов там много, поэтому он перешел из театра первого эшелона (Вахтанговского) в труппу второго эшелона (театр у Никитских ворот) и продолжил свою работу. В Беларуси нет свободных площадок, куда можно уйти. А еще банально нет преемственности. К примеру, легендарный Борис Луценко не воспитал учеников, которые стали продолжателями его дела (хотя, возможно, режиссер Екатерина Аверкова, ученица Бориса Ивановича, в будущем опровергнет этот тезис). Поэтому, когда видишь спектакли современного Русского театра, с трудом представляешь, что в 1970-е годы он гремел по всему СССР и поражал зрителей на фестивалях в Венгрии и Германии. ![]() «Пушкин. Очень маленькие трагедии» не назовешь событием (как, впрочем, и «Man ist Man», предыдущую постановку Лелявского). Скорее, это высказывание мудреца вне времени и пространства, в котором не всегда чувствуется ритм и энергетика нашего дня. Но — парадокс! — в этом есть и заслуга его создателя. Алексей Анатольевич вырастил плеяду режиссеров (Александра Янушкевича, Игоря Казакова, Евгения Корняга), которые вместе с Юрой Диваковым в настоящее время определяют повестку дня в белорусском театре. Мы сравниваем работы Лелявского с их спектаклями (а не с постановками «столетней» давности). А это значит, что театр кукол живет и развивается. Впрочем, в нем далеко не все гладко. В этом сезоне Янушкевич покинул пост главного режиссера Брестского кукольного, Казаков оставил аналогичный пост в Могилеве. Если добавить, что из Молодежного театра ушел Дмитрий Богославский, а Корняг и Диваков не слишком востребованы в гостеатрах, ситуация и вовсе выглядит критической. Причем смены этим режиссерам пока нет. А значит, нет тех, кто будет подталкивать их в спину, кто будет продолжать их творческое долголетие (а как это сделать без конкуренции)? Поэтому вдвойне обидно и удивительно, что преподавальская работа их учителя Лелявского не востребована в Академии искусств. Впрочем, надеюсь, что свое последнее режиссерское слово Алексей Анатольевич еще не сказал. «Воздух» и «Тадж Махал»Обсудив основные тенденции этого сезона, перейду к лучшим спектаклям. Как и в прошлом сезоне, оценю лучшие спектакли количеством звезд (как это принято за рубежом). Уточню, что речь — о спектаклях, поставленных в Минске. И оценивать их я постараюсь все-таки исходя из белорусской системы координат (при международной оценки априори были бы другие). Максимальные пять звезд получают два спектакля. Это яркие, внутренне цельные, интересно поставленные и блестяще сыгранные постановки, просмотр которых обязателен для любого белорусского театрала. ![]() Первый из них — спектакль «Воздух» (проект Ольги Лабовкиной). «Воздух — смыслоопределяющий образ спектакля, — Добавлю, что в большинстве белорусских спектаклей, увиденных в этом сезоне, режиссеры с трудом заполняли мыслями пространство. В «Воздухе» наблюдалась такая концентрация мысли и оригинальной пластики, что ее хватило бы на несколько постановок. Поэтому этот чрезвычайно стильный и невероятно красивый спектакль можно и нужно смотреть несколько раз. Можно расшифровывать разнообразные коды и смыслы, которые заложила Лабовкина. А можно расслабиться и ловить невероятный зрительский кайф (в Минске такое случается редко). ![]() Вторая постановка, достойная «пяти звезд», — Семейное насилие и жители минской многоэтажки«Четыре звезды» по итогам этого сезона я решил никому не присуждать. А вот «трех звезд» достойны сразу шесть постановок. В них есть как свои плюсы, так и минусы, но посмотреть их однозначно стоит. Первая из таких постановок — ![]() В версии режиссера Стаса Жиркова главный герой Зилов (спектакль поставлен по знаменитой пьесе Александра Вампилова «Утиная охота») представлен как эгоист, «лайдак», пьющий на работе и играющий то ли в «стрелялки», то ли в «танчики», бабник, а еще и домашний тиран, готовый избить жену и едва не изнасиловать ее в публичном месте. И лишь в разговорах об охоте, на которую герой так и не попадет, он становится мечтателем и романтиком. «Паляванне» — грамотно выстроенный спектакль, который обречен стать кассовым хитом. Но откровенный гротеск с элементами фарса часто превращается в аттракцион, что обедняет спектакль. Герои спектакля «Дабрабыт» Свободного театра (режиссер Юлия Шевчук) — жильцы обычного многоквартирного дома на окраине Минска. В условном фасаде вырезаны окошки (их можно воспринимать и как окна многоэтажки, и как чаты фейсбука), через которые жители могут беседовать. А после герои вообще выходят на традиционно небольшую площадку, где и продолжается действие. ![]() Большинство ролей, если рассматривать их по отдельности, решены на высоком уровне. Актеры Свободного как будто подсмотрели и воплотили на сцене типажи людей, которых мы видим каждый день: старушек и матерей маленьких детей, владельцев домашних животных и любителей ночных вечеринок. Но констатация есть, а обобщения и интерпретации — что в пьесе, что в спектакле — нет. В результате «Дабрабыт» распадается на отдельные сцены. Наконец своеобразным «призом зрительских симпатий» отмечу независимый театральный проект «Гэта мы», который был поставлен режиссером Стасом Жирковым по книге Андруся Горвата «Радзіва Прудок». ![]() Если одноименный спектакль Купаловского театра воплощал на сцене именно произведение Горвата, то этот спектакль отталкивается от «Радзива» и отправляется в самостоятельное путешествие. «Гэта мы» — спектакль легкий, с ощущением импровизации и с юмором. Его можно было бы назвать «О чем говорят мужчины» с прудковким оттенком. В отличие от «Палявання на сябе», другой минской работы Жиркова, тут структура более размыта, продолжительность спектакля можно увеличивать чуть не вдвое. Но в качестве релакса это неплохой вариант. Лучшие спектакли для детей![]() Список спектаклей, которые получили «три звезды», продолжат три постановки для детей. Самым маленьким зрителям посоветую детский балет «Джеймс и Персик-великан» Музыкального театра (композитор Екатерина Шиманович, полная тезка сценографа, о которой шла речь выше). В спектакле много шуток и юмора, шикарные декорации создают по-настоящему сказочную атмосферу. Хореография Сергея Микеля может показаться несколько простоватой, зато сюжет будет понятен всем детям без исключения. ![]() Детям старше 10 лет рекомендую спектакль «Мальчик с пираньями», который Александр Янушкевич поставил в минском Театре кукол (в афише стоит «6+» — не верьте!). «Пираньи» поднимают вопросы поиска работы в небольшом населенном пункте с градообразующим предприятием, рассказывают о жизни ребенка без родителей (эти темы можно встретить далеко не в каждом «взрослом» спектакле). «Пираньи» поставлены с помощью почти 40 тростевых кукол. А кудесница Татьяна Нерсисян переносит действие то в доки крупного порта, то в дом, который превратился в завод, то на ярмарку. Особенно подготовленным зрителям посоветую познакомиться с одноименной книгой Дэвида Алманда, лауреата премии имени Андерсена (фактически это Нобелевская премия для детских авторов), по которой поставлен спектакль. Потому что в постановке акцент сделан на приключения главного героя, а книга все же впечатляет больше. Наконец подросткам 12−14 лет должен понравится спектакль «З нагоды мёртвых душ» Театра юного зрителя (режиссер Александр Баркар). ![]() Эта постановка, созданная по произведению Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, для нашего ТЮЗа нетипичная. Она современна и актуальна, в ней есть подростково-молодежный драйв и почти нет сюсюканья и заигрывания со зрителями. Создатели спектакля делают классиков литературы живыми людьми и выводят их на сцену в борьбе за книгу, одновременно противопоставляя классику и дешевое чтиво. Спектакль неровный, но в целом подростки смотрели его с удовольствием (что, увы, случается не всегда). *** И еще несколько слов напоследок. В этом сезоне в Минске появился спектакль, который, пожалуй, не оставил равнодушным никого. Речь о «Песне песней» (проект Центра визуальных и исполнительских искусств ART Corporation). В последнее время отношение к творчеству Юры Дивакова (постановщика этого спектакля) стало маркером: воспринимаешь ли ты современное искусство. Я останусь посередине между категорическим неприятием спектаклей Дивакова и таким же категоричным их восхвалением. Юра — очень интересный режиссер, его спектакль При этом — и я не вижу в этом никаких противоречий с предыдущей мыслью — именно у Дивакова есть все шансы стать в будущем выдающимся белорусским режиссером. Ведь ими чаще всего становятся именно те, кто в молодости считался революционерами и нарушал правила игры.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В нашем ежегодном обзоре - основные тенденции сезона, лучшие спектакли, которые стоит обязательно посмотреть, а также бонус - постановки, которые явно не будут...
|
|