«Наша первая фильма». Как 90 лет назад белорусская лента покорила США. 21.by

«Наша первая фильма». Как 90 лет назад белорусская лента покорила США

07.09.2019 09:30 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

90 лет назад, 7 сентября 1929 года жители Нью-Йорка пришли в кинотеатр «CAMEO» в восточной части Бродвея. Там состоялся премьерный показ картины Seeds of Freedom (в оригинале — «Его превосходительство»). Как эта белорусская картина попала за океан и покорила американскую аудиторию, рассказывает руководитель Музея истории белорусского кино Игорь Авдеев.


Фото: cinematreasures.org

«Для экспорта непригодна»

Управление «Белгоскино» (предшественник «Беларусьфильма») было структурой хозрасчетной, поэтому с первых лет работы пыталось наладить широкий экспорт своей продукции. С января 1929 года киностудия стала пайщиком AMKINO Corporation — акционерного общества, которое организовывало прокат советских фильмов в США, Канаде и Центральной Америке.

Для продвижения за океан белорусы предложили историческую драму «Его превосходительство» (1927), сюжет которой был основан на подлинном событии. 5 мая 1902 года рабочий-сапожник Гирш Леккерт совершил покушение на виленского губернатора фон Валя (ранее по приказу чиновника была разогнана первомайская демонстрация). Кстати, этот фильм Минск в довоенных фильмах">снимался в белорусской столице.

В предварительной переписке AMKINO оспаривало этот выбор Минска: отзывы советской прессы и заключение коллег-конкурентов из московского «Совкино», более опытных в вопросах экспорта, «не внушали оптимизма». Однако каждый из семи пайщиков AMKINO имел право решающего голоса в вопросе продвижения своей продукции. Поэтому 2 июля 1929 года картина прибыла в Нью-Йорк на пароходе из Гамбурга.

Видео: Классика советского кино (официальный канал)

На пути «Его превосходительства» к американскому зрителю возникло неожиданное препятствие. Это… брак! Сотрудники AMKINO были изумлены скверным техническим состоянием кинокопии, присланной из Минска: на пленке было много царапин, отдельные места были залиты «серебристым» дождем и вообще грязные, из-за чего «картина в значительной степени теряет свои достоинства и непригодна для премьеры». Но в AMKINO все же уступили настойчивым просьбам «Белгоскино» и решили рискнуть.

«Результат нас больше чем удовлетворяет»

Картине дали название, более понятное американской публике — Seeds of Freedom («Семена свободы»), и организовали прокат в «районных» кинотеатрах, где преобладала еврейская аудитория. Титры к картине были сделаны на английском и идиш. И этот маркетинговый ход сработал! В долгожданном ответе из-за океана американцы так ответили о прокатной судьбе фильма: «Мы очень довольны денежным результатом этой картины. Ее, без сомнения, следовало выпускать».

По состоянию на 3 ноября 1929 года с первой копии только в Нью-Йорке в пользу «Белгоскино» было выручено 3323 доллара 37 центов! На успех повлияли, прежде всего, показ первым экраном по три вечерних сеанса в день на достаточно выгодных условиях. А еще продолжительность показа — максимально возможные три недели в популярном бродвейском кинотеатре, где до того из советских фильмов с успехом презентовались «Крылья холопа» (под названием «Царь Иван Грозный»), «Земля в плену» (под названием «Желтый билет»), «Станционный смотритель», «Шанхайский документ», «Белый орел»… Тем самым ажиотаж вокруг «нашей первой фильмы на американском рынке» («фильма» — литературная норма того времени. — Прим. TUT.BY) и дальнейшее ее продвижение были гарантированы.


Фото предоставлены Музеем истории белорусского кино

После демонстрации в «CAMEO» (по 25 центов за билет) картина шла еще в четырех нью-йоркских кинотеатрах — «Момарт», «Нью-Роял», «Беннессон» и «Сейнт Маркс». Правда, объем выручки был уже меньшим. Его снижение в AMKINO приписывали «той части еврейской прессы, которая сочла картину антирелигиозной… Английская пресса в общем приняла картину хорошо, тогда как еврейская пресса в общем отнеслась к ней лишь терпимо». Новый контракт с фирмой «Аргус Фильм» на показ картины «в еврейских центрах» других крупных городов США (Ньюарка, Джерси-Сити, Бостона, Филадельфии, Балтимора, Кливленда, Чикаго, Детройта, Лос-Анджелеса и Сан-Франциско) сулил дополнительный доход в несколько тысяч долларов.

Промедление и потеря денег

Увы, в дальнейшей переписке AMKINO с «Белгоскино» сообщения об «успехах картины» сменяются сожалением об упущенной выгоде.

Обеспечив «Его превосходительству» прокатную перспективу, AMKINO еще 7 сентября, то есть в день нью-йоркской премьеры, просило Минск по телеграфу «срочно выслать еще одну хорошую копию картины». Ранее, 9 июля, «Белгоскино» официально гарантировало, что в случае необходимости, может сделать это немедленно.


Центр Минска в кадре из фильма «Его превосходительство» 1927 года. Скриншот видео

На практике же «добавочная копия» для показа «Его превосходительства» вне Нью-Йорка ушла из Минска только 1 октября! В США она прибыла лишь 8 ноября, когда интерес к картине значительно понизился и AMKINO было вынуждено отказаться от ряда контрактов. В сентябре «Белгоскино» получало за «Его превосходительство» в неделю гарантированный минимум в 575 долларов из первых 5000 выручки, а также половину валового сбора из всех сумм свыше. А в ноябре в лучшем случае могло претендовать уже только на 500 долларов и 20 процентов.

Оправдания директора «Белгоскино» (мол, в момент получения заказа все запасные копии со склада в Минске были разобраны, а негатив «застрял» в Москве) и его страстные призывы «принять все меры для выполнения контрактов, от которых вы имели в виду отказаться», эффекта не возымели. В одном из писем AMKINO справедливо разъяснялось: «Всякий промежуток между выпуском на Бродвее и продажей в другие театры понижает интерес к картине…»

Остается добавить, что на выручку от проката «Его превосходительства» в США в Берлине были закуплены два новейших киносъемочных аппарата Parvo модели L, которые были крайне необходимы для расширения производства на кинофабрике «Савецкая Беларусь» (так до войны назывался «Беларусьфильм») в Ленинграде: на 1930 год был запланирован выпуск уже семи игровых картин (против двух в 1926-м).

«Черная кровь» и «В огне рожденная»


Фото предоставлены Музеем истории белорусского кино

До начала 1940-х гг. в кинотеатрах США показывалось примерно десять белорусских фильмов. Руководство «Белгоскино» прекрасно понимало, что «революционный характер советских картин является большим тормозом в их реализации» за пределами СССР. Но, тем не менее, предлагало в основном именно такую продукцию. «400 миллионов», «Да завтра», «Отель «Савой», «Черная кровь», «В огне рожденная»… Далеко не все из них могли рассчитывать на успех в условиях острой конкуренции с более совершенными картинами иных производителей.

Но сотрудники AMKINO изначально точно определили заинтересованную целевую аудиторию и неоднократно напоминали «Белгоскино» «о желательности получения фильмов на еврейском материале». Реальные прорывы нашего довоенного кино на американский рынок были связаны в основном с ними. Так, социально-психологическая драма «Возвращение Нейтана Беккера» (1932) демонстрировалась в США в течение рекордных двух лет! Но это уже другая история…

При подготовке статьи использованы материалы из фондов Национального архива Республики Беларусь.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как белорусский фильм попал за океан и покорил американскую аудиторию.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика